Двадненко Ольга Геннадиевна,учитель технологии школы № 23 |
Вернуться к списку участников конкурса
1. Методы технологической подготовки школьников
2. Технологический инструментарий урока с использованием интерактивной доски
2.1. Технологические приемы использования интерактивной доски
2.2. Дизайн мультимедийных ресурсов для интерактивной доски
2.3. Психологические аспекты при разработке мультимедийных ресурсов
3. Экология проведения урока с использованием интерактивной доски
4. Опыт использования интерактивной доски в образовательной практике
Расскажи мне и я
забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я пойму.
Китайская пословица
Современные технологии стремительно ворвались в жизнь человека. В окружении телевизионных экранов и мониторов компьютеров выросло уже целое поколение школьников, у которых высока потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Таким образом, появление в школе средств обучения нового поколения естественно и оправданно.
Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала. Лучше всего человек усваивает материал, когда увидит, услышит и «потрогает». Поэтому важно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к изучаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, которые не только предоставляют мультимедийную среду для изложения и восприятия информации, но и дают возможность активного действия.
Важнейшим компонентом современных информационных технологий стали электронные интерактивные доски, которые в настоящее время перешли из разряда редкого инструмента в разряд обычного средства.
Эффективность использования интерактивной доски зависит от качества применяемых учебных материалов. Чтобы проведение урока с использованием доски не стало просто данью новомодным увлечениям, а обучающий и воспитывающий эффект урока был усилен, учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники.
В работе рассматриваются различные аспекты создания и проведения урока с использованием интерактивной доски, технологические особенности организации образовательного процесса с применением интерактивной доски, описываются технологические приемы, способствующие эффективности обучения, теоретические тезисы сопровождаются практическими примерами, вариантами авторских поисков, разработок собственных мультимедийных уроков, их внедрения и анализа эффективности.
Цель работы – создание методических рекомендаций по использованию интерактивной доски при обучении технологии.
Задачи:
изучить и систематизировать информационные источники по данному вопросу;
проанализировать опыт использования интерактивной доски;
разработать методические рекомендации по использованию интерактивной доски в технологическом образовании школьников.
Данные вопросы рассматриваются в различных источниках.
Задачи и педагогические основы технологической подготовки школьников изложены в работах Серебренникова Л.Н. В учебном пособии «Технологическая подготовка школьников» рассмотрены подходы и учебно-методические материалы в области технологической подготовки школьников.
В книгах Аствацатурова Г.О. «Дизайн мультимедийного урока», «Технология конструирования мультимедийного урока», «Технология современного урока и творчество учителя» автор рассматривает различные аспекты создания и проведения мультимедийного урока: представлены дидактические требования, раскрываются этапы проектирования и конструирования учебного занятия, описываются технологические приемы, способствующие повышению его эффективности. В книге представлен обширный понятийный словарь, теоретические тезисы.
Различные типы и характеристики интерактивных досок, советы по эксплуатации, классификация ресурсов, система требований к ним, советы и рекомендации по оформлению учебных материалов для интерактивной доски – эта информация изложена в литературе авторов-составителей Голодова Е.А., Гроцкой И.В., Бельченко В.Е.
Способы деятельности учителя и способы учебной деятельности учащихся тесно связаны и взаимодействуют между собой. Процесс обучение достигает наибольшей эффективности при гармоничном единстве применяемых методов.
В настоящее время существуют различные подходы к классификации методов технологического обучения. На основании типологии Ю.К.Бабанского (Педагогика/Под ред.Ю.К.Бабанского.М., 1998) и классификации М.Н.Скаткина (Дидактика средней школы/Под ред.М.Н.Скаткина.2-е изд.М., 1982) и И.Я.Лернера (Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1985) методы технологической подготовки могут быть разделены на группы по следующим признакам:
- по источнику получения знаний:
Словесные
Рассказ
Объяснение
Дискуссия
Работа с текстом
НаглядныеМетод иллюстрации
Метод демонстраций
Практические
Упражнение
Лабораторная работа
Решение задач
Практические работы
- по способам организации учебного процесса:
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемный
Эвристический (частично-поисковый)
Исследовательский
Метод проектов
- по методам управления (стимулирование и мотивация) обучением (Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982):
Формирование познавательных интересов
Формирование чувства долга и ответственности
- по методам контроля:
Наблюдения
Устный и письменный опрос
Проверочные практические работ
Тестовые задания
Анализ выполнения творческих работ
На выбор методов обучения большое влияние оказывает материально-техническое обеспечение в конкретных условиях школы.
Интерактивная доска – одно из средств обучения нового поколения. Она помогает учителю не только чувствовать себя комфортно при управлении компьютером, но и позволяет разнообразить формы учебной работы, использовать собственные материалы поверх демонстрируемых электронных пособий, активно влиять на учебное содержание, включать учеников в активный познавательный процесс. В течение всего урока учитель может поддерживать высокую мотивацию учащихся, которые чувствуют себя полноправными творцами познавательного процесса. Благодаря этому техническому средству учитель может добиться максимальной визуализации учебного процесса. Особенно следует отметить, что проектирую урок с использованием интерактивной доски, педагог может легче обеспечить последовательность технологических операций, разнообразить формы и способы подачи информации. Интерактивная доска позволяет больше уделять внимания тому, как он будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Использование интерактивной доски требует нового уровня информационно-технологической подготовки.
Приемом в педагогической технике следует считать конкретное, законченное действие одного или нескольких участников образовательного процесса или форму организации их взаимодействия в едином информационном поле для достижения образовательной цели. (Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчество учителя.- Армавир, 2002)
Педагогические приемы – это целенаправленные действия, обращенные на повышение продуктивности урока. Технологические приемы использования интерактивной доски могут и должны быть связаны с такими способами подачи, обработки, сжатия порций учебной информации, которые способствовали бы большей результативности образовательного процесса, активизации мыслительной деятельности учащихся.
Несколько технологических приемов описаны в статье А.В.Лузгиной «Структура контента медиалекции». (ЛузгинаА.В. Структура контента медиалекции//http://conf.cpic.ru/eva2007//rus/reports/theme_1092.html)
Интерактивные плакаты – современные многофункциональные средства обучения. Плакат может быть многоуровневым и многофункциональным, обеспечивающим как изучение нового материала, так и закрепление, обратную связь. Интерактивный плакат может охватывать несколько уроков. Дидактически оправдано будет применение такого плаката на обобщающем уроке.
Многоуровневое шрифто-цветовое маркирование. На протяжении ряда уроков класс приучается реагировать на определенный цвет и шрифт как на маркеры, например, синий цвет – теоретические понятия, сиреневый – новые термины, желтый – ключевые слова.
Анимационная ретроспекция (ретроспекция – от лат.reto – назад и cpecio – смотрю), обращение к прошлому, обзор прошедших событий. Такой возврат позволяет не только закрепить пройденный материал, но и проверить его усвоение учащимися. Технически это возможно при помощи гиперссылок или с использованием технологии «горячих зон», когда по щелчку мыши мы можем вызвать появление текста.
Прием «Лупа» используется, когда нужно сконцентрировать внимание на детали иллюстрации при сохранении её общей панорамы.
Анимационная эвристика (эвристика – от греческого heuresko – отыскиваю, открываю). В ходе обсуждения ученики выходят на решение учебной задачи. И только после этого появляется иллюстрация, формула, схема, таблица, фамилии ученого и т.п. Пояснительный текст появляется после термина.
Интеллектуальная разминка. «Вхождение в урок» начинается с одной или нескольких небольших остроумных задачек, загадок, с беглого опроса определений, понятий, терминов, дат, решения и т.д. «Вхождение в урок» способствует оперативному созданию единого информационного поля с учащимися. Важно, чтобы текст сопровождался иллюстрациями, другими объектами, формирующими ассоциативный ряд.
Лови ошибку (Гин А. Приемы педагогической техники.-М.,1999). На доске появляется учебный эпизод, в котором учитель намеренно допускает ошибки. Ученики не только замечают ошибку, но и доказывают, правильный ответ. Завершить выполнение учебного задания необходимо демонстрация правильного ответа, выделить его цветов, шрифтом или другими способами.
«Мордашки» (Гин А. Приемы педагогической техники.-М.,1999). Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью «веселой», «грустной» и «непосредственной» мордашек. Дети видят внимание к себе, а учителю дается возможность подкорректировать настроение, дополнительно настроить на работу.
Эпиграф должен быть запоминающимся, задающим тон всему уроку, может сопровождаться видеорядом, символом.
Дорисуй фигуру. К неопределенной фигуре учащимся предлагается дорисовать ее. Прием помогает стимулировать творческое воображение детей.
Ключевые слова – прием сжатия информации. Учитель демонстрирует ключевые слова, или их визуальные аналоги. Учащиеся объясняют в связи, с чем упоминались эти слова.
Базовый лист контроля. Составление или заполнение таблиц с базовыми понятиями. Большой эффект представляют анимационные сравнительные таблицы, когда два объекта ученического исследования сравниваются по определенным параметрам. Эффект усилится, если вместо слов, терминов появятся визуальные объекты.
Кроссворд. Новые возможности предоставляет интерактивная доска. Ученик знакомится с вопросами и маркером заполняет клетки.
Анимированные тесты приобретают новое качество. Вариантами ответов должны быть не слова, а графические объекты, иллюстрации и т.д.
Альтернативный тест – на поставленный вопрос – несколько вариантов с одним правильным, который после ответа выделяется. Исключение лишнего – один из вариантов ошибочный. Тест на соответствие – поиск логических связей между объектами. Тест на восстановление последовательности – после правильного ответа объекты занимают свои места.
Совершенствование навыков использования данных приемов в образовательной практике способствует развитию технологической культуры педагога. Одним из элементов технологической культуры является знание основ дизайна.
Современный дизайн стремиться создать комфортную среду для деятельности человека.
Основным элементом структуры с использованием интерактивной доски является страница. Элементами страницы являются текст, таблицы, диаграммы, графические объекты, картинки, рисунки, фотографии, фильмы и звуки, видеоклипы и т.п.
Форматирование текста страницы производится с целью улучшения её внешнего виды, повышения читаемости, выделения ключевых слов и фраз. При работе с текстом необходимо помнить основные правила.
Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Можно вывести на экран своеобразный тезисный план урока. В таком случае, главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом. Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации.
Давно очевидно, что большой объем написанного плохо воспринимается с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком. Напомним определение текста в энциклопедических справочниках как последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением (лат.Textus - соединение…).
Графические данные на странице должны содержать не более 1-2 изображений. Большее количество изображений отвлекает внимание учащихся. Очень важно следить за размером и качеством используемых графических объектов. Большие таблицы на странице плохо читаются. Лучше использовать диаграммы, разбивая их на несколько логически завершенных частей для демонстрации на отдельных слайдах.
В представлении текстовой и графической информации есть отличия, но существует четыре основные принципа, которые относятся и к той, и другой форме. Вильям Робин изложил эти принципы в своей книге:
Принцип контраста – включать контрастные элементы, то есть использовать разный размер, цвета, символы. Контраст – это то, что привлекает внимание.
Принцип повторяемости – в одной теме использовать повторение некоторых элементов оформления, например, одинаковые рамки, цвет, поля. Это создает ощущение организованности и единства.
Принцип упорядоченности – элементы на странице на должны быть расположены произвольно (хаотично), они должны иметь некоторую видимую связь между собой.
Принцип близости – элементы, связанные общим смыслом, должны быть сгруппированы вместе, образуя как бы некоторую визуальную единицу.
Занимаясь подготовкой мультимедийного урока, разработчик должен иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме, что может успешно сказаться на проектировании цветового сценария учебного эпизода. Не следует пренебрегать рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран доски.
Немаловажное значение имеет и использование на уроке звука. Звук может играть роль:
шумового эффекта;
звуковой иллюстрации;
звукового сопровождения.
В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид учебной деятельности. Наличие мультимедийной коллекции Microsoft Office звуковых эффектов отнюдь не означает обязательное их применение. Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. К примеру, в случае проведения мультимедийной обучающей игры отрывистый шумовой эффект может стать сигналом к началу обсуждения поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению обсуждения и необходимости предъявления ответа. Очень важно, чтобы ученики были приучены к этому, чтобы звук не вызывал у них излишнего возбуждения.
Важную роль играет звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации. Рисунок или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью. Звук может играть роль учебного звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, видеоролика.
Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, кадроплан, видеосюжет и многое другое. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников.
При подготовке и проведении урока с использованием интерактивной доски необходимо помнить о здоровьесберегающей составляющей урока.
Важнейший вопрос – сохранение зрения. Возможно использованием офтальмотренажеров, их электронных аналогов.
При проведении урока необходимо чередовать виды деятельности, что оказывает положительное действия не только на зрение, но и помогает снизить утомляемость детей, что помогает управлять эмоциональным фоном урока. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех – лучшее лекарство от усталости на уроке.
В течение урока важно позаботиться о дозированной информационной нагрузке на ученика. Большой объём информации приводит к сужению возможности для мыслительных операций.
«Перспективные исследования в дидактике лежат в области использования электронных информационно-образовательных сред и образовательных технологий на основе использования электронных дидактических средств обучения. Именно сейчас могут быть соединены дидактические и технические наработки, которые дадут качественно новый результат» (Шалыгина И.В. Актуальные проблемы современной дидактики//http://didaktika.edu3000.ru/kr_stol.htm)
Работаю учителем технологии 14 лет. С 2004 года заведую кабинетом мультимедийных средств обучения, в 2006 году начала работать с интерактивными досками. За три года мной создано около 30 методических продуктов для уроков технологии. Все они опробованы в работе, большая часть из них была представлена на заседаниях кафедры, педагогических советах, семинарах школьного и городского уровней.
В 2009 году принимала участие в конкурсе Panabord мастеров и Конференции, где был представлен опыт работы в данном направлении. Являюсь участником методического объединения образовательного центра «Школьный университет», в работе которого принимают участие педагоги РФ и стран СНГ. С начала 2009-2010 учебного года являюсь руководителем группы «Использование интерактивной доски в образовательной практике» в рамках постоянно действующего семинара в школе.
Как современный учитель в плане использования новых информационных технологий, вижу особую привлекательность доски, как средства комплексного использования различных визуальных объектов и взаимодействия ученика и учителя. Это оказывает эффективное учебное воздействие.
В своей педагогической практике использую доску как средство обучения и как предмет изучения.
Использование интерактивной доски как средства обучения позволяет использовать разнообразные методы, меняя виды учебной работы, переключая учащихся на решение разнообразных задач, использовать резервы их познавательных возможностей.
В поддержку изучения предмета "Технология" для 10-11 классов созданы цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) разного типа и формата. Использование интерактивной доски позволяет комплексно представлять учебную информацию в сочетании графики, анимации, звука, видео и текста, что очень важно для таких разделов как "Информационные технологии" и "Основы художественного проектирования изделий". Значительно увеличиваются возможности для конструирования и проектирования урока, так как все эти ресурсы учитель имеет возможность располагать во вложении к доске. Кроме того, появляется возможность их дифференцированного использования.
В изучении отраслевых технологий большую роль играют виртуальные экскурсии. Использование ИД позволяет учащимся принимать активное участие в управлении этой экскурсии и проведении её анализа.
Одна из важнейших задач образовательной области технологии - воспитание творчески активной личности. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.
Использую интерактивную доску как предмет изучения. Всё, что создано при помощи доски, становится объектом, вокруг которого может быть организовано интенсивное взаимодействие.
В программе по технологии в 10-11 классах есть тема «Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы». В рамках данной темы ученики рассматривают применение доски как прогрессивный стиль взаимодействия, обучения и управления. Они осваивают основные элементы данного стиля на практике. Подготовленные ими задания в редакторе доски помогают им систематизировать изучаемый материал, делать его наглядным, презентационным. Им становится понятнее вопросы компьютерного дизайна, социальные основы рекламы. Они приобретают навыки проектирования и конструирования.
Применительно к педагогике термин «метод» в переводе с греческого означает путь, способ продвижения к цели, т.е. отвечает на вопрос: «Как учить?» В нашем случае – как учить с использованием интерактивной доски – в Таблице1 «Анализ использования интерактивной доски в технологической подготовке школьников».
Таблица 1
Анализ использования интерактивной доски в технологической подготовке школьников
Методы технологической подготовки |
Эффект при использовании инструментов и технологических приемов интерактивной доски |
|
Использование ИД позволяет достичь наибольшего эффекта, так как позволяет учителю провести подготовительную работу на высоком технологическом и информационном уровне с использованием методов словесного и наглядного обучения. ò |
||
Словесный метод работы – беседа подразумевает диалоговый характер обучения. Она строится на постановке учителем вопросов и проблем, актуализирующих познавательную деятельность учащихся. |
Велика доля теоретических сведений при изучении разделов, связанных с вопросами высоких технологий, интеллектуальной сферы, социальных технологий, вопросов профессионального самоопределения. Использование ИД позволяет объединять все этапы урока в одну логическую структуру (Приложение 1) Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов Применение повышает качество, доступность, возможность выбора. |
|
Наглядные методы: метод иллюстраций основан на показе иллюстративных пособий; метод демонстраций связан с показом объектов труда, образцов изделий, оборудования.
|
Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию самых разнообразных ресурсов (видео, анимация, аудио, иллюстрации, таблицы, графики, карты, таблицы, диаграммы, чертежи, схемы, интерактивные плакаты). Возможность использования флэш-анимации и видео-фрагментов дает возможность демонстрации производственных объектов и процессов, показа трудовых действий, приемов и операций. Особенно удобно это при создании учебников (Приложение 3). Например, фильм, созданный учеником, который демонстрируется на уроке, как продукт его деятельности (Приложение 1). Сайт, который создавали ученики, является информационным ресурсом для анализа на уроке (Приложение 1). Для учеников начальной школы – мультфильм, созданный учениками прошлых лет, который представлен как результат обработки различной информации – инструмент мотивации (Приложение 4). |
|
Текст становится объектом. Позволяют в короткий срок представить учебную информацию и построить процесс её изучения и опытного освоения. ò |
||
Работа с текстом – метод обучения, который обеспечивает процесс усвоения учебной информации. Она играет определяющую роль в систематизации и закреплении знаний. |
Текстовый объект можно перемещать в нужную по смыслу область рабочего поля интерактивной доски. (Приложение 1, страницы доски 7,8; Приложение 2, страница доски 4; Приложение 4, страницы доски 11,13). Применение ИД помогает сделать работу с текстом коллективной (фронтальной). Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе. В процессе взаимодействия происходит более активное и диагностируемое восприятие учебного материала (Приложение 2) Использование средств обратной связи и управление учебным процессом с помощью ИД повышает эффективность обучения и плотность урока. (Приложение 4). |
|
Практические методы: упражнения, лабораторные работы, решения задач, практические работы - играют ведущую роль в технологической подготовке.
|
Упражнения позволяет учащимся осваивать и закреплять трудовые действия и приемы. Например, используя тетрадь упражнений для развития навыков проектирования (Приложение 5). При использовании материалов ЦОР и ФЦИОР при использовании доски возможна демонстрация упражнения и выполнение их индивидуально. При выполнении упражнений учащиеся могут делать записи, сохраняя их в редакторе доски и использовать в дальнейшей работе (Приложение 4, страницы доски 12, 14, 16) Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала. |
|
Использование интерактивной доски открывает новые возможности для наглядного моделирования проблемных ситуаций и путей их разрешения. ò |
||
по способам организации учебного процесса: · Объяснительно-иллюстративный; · Проблемный · Эвристический (частично-поисковый) · Исследовательский · Метод проектов |
Поиск ошибок Классификация
|
Проблемный метод изложения учебного материала подразумевает обучение на примере решения некоторой проблемы. Она может осуществляться в процессе рассказа, беседы или дискуссии. Задачи такого метода – ознакомление с мотивами, логикой и способами реализации творческих задач, культурой познавательных действий. (Приложение 4) Ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию |
Применение интерактивной доски позволяет развивать познавательный интерес учащихся на различных стадиях: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. ò |
||
Метод управления (стимулирование и мотивация) обучением - формирование познавательных интересов
|
При обучении старшеклассников необходимо учитывать коммуникативную составляющую. При использовании ИД ведущим видом деятельности на уроке становится общение со сверстниками и поиск путей решения разнообразных задач (например, социального и профессионального обучения). (Приложение 1) Интерактивная доска имеет удобный и понятный интерфейс, что позволяет детям самых разных возрастов быстро обучаться приемам работы. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. При использовании доски не нужна клавиатура, таким образом, повышается вовлеченность учащихся начальных классов (Приложение 2) или детей с ограниченными возможностями. |
|
Метод контроля - · Наблюдения · Устный и письменный опрос · Проверочные практические работы · Тестовые задания · Анализ выполнения творческих работ |
Проверка необходима для управления процессом достижения поставленных целей и решения задач обучения. Возможности интерактивной доски позволяет использовать систему интерактивного опроса. Система состоит из компактных пультов для учеников, приемника сигнала и программного обеспечения, которое позволяет готовить вопросы для тестирования, проводить работу в классе и сразу же получать результаты тестирования, анализировать и сохранять статистику. |
Школьное занятие — это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия.
Занятия технологии с использованием интерактивной доски имеет рад преимуществ:
Повышается интерес учащихся к обучению. Современные дети – дети экранной информации. Информация с экрана интерактивной доски воспринимается ими лучше.
Усиливается обучающий эффект. Мы можем использовать анимацию, видеоизображения, звук.
Значительно увеличиваются возможности для конструирования и проектирования урока, так как все эти ресурсы учитель имеет возможность располагать во вложении к доске.
В среднем на 30% увеличивается плотность урока, в основном, за счет более рациональной организации работы учителя. Заранее подготовленная информация с добротным дизайном может появиться в нужный момент в удобном режиме. Сэкономленное время можно использовать для повторения и закрепления материала или для увеличения предъявляемой информации
Появляются новые возможности управления учебным процессом. Учитель может следить за учебной ситуацией и корректировать её. Постоянный визуальный контакт с классом позволяет положительно влиять на рабочий ритм.
Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.
Меняется эстетика урока. Инструменты доски работают на привлекательность урока.
Удобство хранения и каталогизации материалов (все материалы, включая вложения, сохраняются в одном файле).
Появляется возможность тиражирования урока. Учитель может тиражировать и распространять все материалов урока (вложения), структуру урока или сценарий урока, видеозапись урока.
Дети имеют возможность не просто изучить материалы урока в индивидуальном режиме, но и отчитаться о выполненном задании. Это влияет на качество обучения.
Появляются возможности включении материалов в дистанционное обучение детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями.
Наряду с преимуществами использования интерактивной доски, выявляется ряд отрицательных моментов:
Стоимость оборудования (доска, проектор, компьютер) достаточно велика.
Велики временные затраты при поиске и подготовке материалов.
Недостаточное количество иллюстративного материала по определенным предметам.
В устройстве доски не учтены беспроводные технологии.
Небольшое количество учеников, которые могут работать одновременно на доске (новые модели досок уже предоставляют такую возможность).
Но лучший способ понять все плюсы и минусы интерактивной доски - просто попробовать поработать с ней.
Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности, как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.
В последнее время становится очевидным, что количественные показатели компьютерной техники в школе существенно не влияют на качество образования. Одна из основных причин – отсутствие опыта и методики использования, невысокое качество электронных образовательных ресурсов, отсутствие возможности редактирования, имеющиеся ресурсы в соответствии со своими потребностями. Интерактивная доска в умелых руках педагога поможет в создании новых образовательных ресурсов и отработки методов их эффективного использования. Но главное – интерактивная доска значительно поможет продвинуться в вопросах технологизации образовательного процесса.
Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчество учителя.- Армавир, 2002
Аствацатуров Г.О.Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. - Волгоград: Учитель, 2009
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982
Гин А.А. Приемы педагогической техники.-М.: Вита-Пресс, 2009
Дидактика средней школы./ Под ред.М.Н.Скаткина.2-е изд.М., 1982
Дидактика технологического образования: Книга для учителя/ Под ред. П.Р.Атутова.М.:ИОСО РАО, 1997 дидактики//http://didaktika.edu3000.ru/kr_stol.htm
Интерактивная доска в школе. - Волгоград: Учитель, 2009
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1985
Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002
Лузгина А.В. Структура контента медиалекции//http://conf.cpic.ru/eva2007//rus/reports/theme_1092.html
Нефедова К.П. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Современные профессии.-М.:Школьная Пресса, 2008
Педагогика/ Под ред.Ю.К.Бабанского.М., 1998
Серебренников Л.Н. Технологическая подготовка школьников. - Ярославль, 2002
Шалыгина И.В. Актуальные проблемы современной современной дидактики //http://didaktika.edu3000.ru/kr_stol.htm