Гришин Юрий Андреевич,учитель физической культуры школы № 26 |
Вернуться к списку участников конкурса
1. Особенности организации рефлексии на уроках физической культуры
2. Система работы учителя физической культуры по формированию навыков рефлексии у обучающихся
2.1. Начальное формирование рефлексии на уроках физической культуры
2.2. Применение ИКТ в формировании рефлексии
2.3. Дневник самоконтроля по физической культуре
2.4. Организация рефлексивной деятельности на внеклассных занятиях по физической культуре и спорту
Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?
В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, выбирать виды деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны
В своём послании к федеральному собранию президент заявил: «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Смысл состоит в том, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. В чём заключается суть инициативы и что мы должны сделать в самое ближайшее время? Уже в 2010 году … мы разработаем и введём новые требования к качеству образования, соответственно, расширим список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей... Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. Задача сконструировать так называемое умное здание, то есть современное, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья. Уже в следующем году будет введён новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю и обязательно с учётом индивидуальных особенностей детей. Вообще всё нужно делать с учётом индивидуальных особенностей детей и современных научных знаний о ребёнке».
Для того чтобы выполнить новый норматив по физической культуры необходимо воспитать и развить осознанное отношение к физической культуре, и здоровому образу жизни в сознании ребенка. Все начинается с урока физической культуры. Учитель должен с первого класса, с первого урока начинать подготавливать детей и объяснять им основы самоконтроля, и регулярно говорить о необходимости отслеживать свой уровень развития и подготовленности. И особенно важно воспитать это понимание в головах родителей и что бы они личным примером показывали своим детям необходимость в этом. А это сложный процесс, в котором необходимо принимать участие не только преподавателю физической культуры, но и классному руководителю, работнику медицины, и всё школьное сообщество должно быть в этом заинтересованно.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими приемами и методами.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Интересный вопрос – рефлексия на физкультуре. Как она вообще может быть и как создать ситуацию этой рефлексии? В первую очередь, это обязательный набор некоторого информационного поля о себе и набор неких связей. И только потом на основе этого – рефлексия.
Речь идет о том, что происходит с человеческим организмом, с его эмоциями во время работы над собой. Это и есть исходный материал того, что можно анализировать, что можно как-то исправить, но набирается материал постепенно, и поэтому ситуация для собственной рефлексии создается медленно.
Что необходимо сделать для этого учителю? Организовать и провести ряд работ, в процессе которых ребенок может исследовать себя по каким-то тестам, понять, что на данном этапе времени представляют собой его физические и двигательные особенности и категории тела: вес, рост, формы, пульс, работа сердца, работа дыхания, быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д. Это, безусловно, разные параметры, но все они являются частью физической культуры человека. Выстраивая эти причинно-следственные связи в подсчете пульса, в составлении графика пульса, выяснении изменения пульса в зависимости от настроения, нагрузки, ребенок имеет возможность отследить в разных, казалось бы, плоскостях именно тот момент, когда можно понять, что и от чего с ним происходит. А затем ответить на вопрос: хочет ли он, чтобы это с ним происходило, или хочет чего-то другого, тогда будет возможность понять, как можно эту ситуацию изменить. Или же ситуация человека настолько устраивает, что он может сказать: «Да, это моя ситуация, я с ней согласен и ничего менять не буду». В этом и состоит, на мой взгляд, рефлексивный момент. Причем он присутствует в любой ситуации, в любом случае, заявляется ли он прямо или косвенно ребенком или замалчивается, он все равно происходит.
Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Физическая культура неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Приемы и методы обучения навыкам самоконтроля на уроках физической культуры зависят от возрастных особенностей обучающихся. Чем младше школьник, тем труднее организация рефлексии: в семь-восемь лет важно научить ребенка слышать учителя, правильно и своевременно выполнять команды и требования педагога, соотносить свои желания и возможности с требованиями других: учителя, одноклассников. Обучение навыкам самоконтроля я начинаю со второго полугодия третьего класса. Именно в этом возрасте (10 лет) у обучающихся сформированы первичными навыками рефлексии в оценивании своих учебных достижений, кроме того, владеют навыком правильного подсчета пульса.
Уровень тренированности (работоспособности) определяем с помощью шестимоментной функциональной пробы. Служит она для оценки воздействия физических упражнений на состояние сердечнососудистой системы, так как установлено, что сердце утомляется раньше, чем скелетная мускулатура.
Техника проведения пробы:
после 5 мин. отдыха, лежа, подсчитать пульс в течение 1 мин.;
спокойно подняться, стоять 1 мин., подсчитать пульс в течение 1 мин.;
найти разницу между величинами пульса в положении стоя и лежа, умножить эту цифру на 10;
сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 сек., во время приседаний энергично поднимать руки вперед, а при выпрямлении ног (вставании) опускать вниз. После нагрузки вновь подсчитать пульс в течение первой минуты;
подсчитать пульс в течение второй минуты после нагрузки;
подсчитать пульс в течение третьей минуты после нагрузки;
итог – сумма всех шести полученных результатов.
Суммарный показатель
Высокотренированный менее 350 (5 баллов)
Хорошо тренированный 350–400 (4 балла)
Среднетренированный 400–450 (3 балла)
Плохо тренированный 450–500 (2 балла)
Нетренированный более 500 (1 балл)
Чем меньше суммарный показатель, тем выше уровень тренированности.
Данный тест (проба) выполняется под руководством учителя, все промежуточные результаты записываются на карточку, так как дети не смогут запомнить все значения. Для удобства рекомендую проводить работу в парах, когда на первом этапе один ученик выполняет упражнения, второй – фиксирует его результаты, на втором этапе происходит смена. Безусловно, с первого раза выполнение результаты данной пробы не дадут достоверного результата. Большие расхождения, явная недостоверность – это сигнал для педагога обратить внимание на ученика, выяснить причины, дать определенные рекомендации.
Чтобы занятия физкультурой приносили пользу, ученикам важно знать, как правильно выбирать нагрузку и контролировать ее. В этом и поможет умение определять свой индивидуальный тренировочный пульс (ИТП) – эту методику можно порекомендовать в работе с учениками шестых – одиннадцатых классов .Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, для достижения оздоровительного эффекта занятия следует проводить при частоте пульса, составляющей 65–90% максимально допустимой ЧСС для данного возраста (это и будет ваш ИТП). Частота сердечных сокращений (ЧСС) определяется по формуле: 220 минус ваш возраст. Далее рассчитываются предельно допустимые границы ЧСС.
Например: 220 – 15 = 205
65% от 205 это 130 уд./мин.
90% от 205 это 180 уд./мин.
ЧСС = 130–180 уд./мин. – ИТП.
Знание учениками ИТП особенно важно на уроках круговой тренировки, где учащиеся во время отдыха могут определить пульс и подкорректировать нагрузку, изменив, например, количество повторений упражнения или темп его выполнения.
На своих уроках я обязательно провожу занятие, помогающее обучающимся оценить уровень своего физического развития (приложение 1). Периодичность таких уроков – раз в четверть. Работа на данном уроке строится в малых группах, по круговой системе, в каждой группе – по принципу взаимоконтроля. Все результаты записываются на карточки, что позволяет в конце урока организовать комплексную рефлексию. Обучающимся в конце даются рекомендации сохранить карточку контроля, дома провести сравнительный анализ с предыдущими результатами (контроль – на следующем уроке, фронтально), подобрать и в течение четверти выполнять комплекс упражнений для развития своих физических способностей
В сложный процесс здоровья-сбережения должны быть включены все участники образовательного процесса( дети, классные руководители, родители). Только в комплексной работе всех можно говорить о грамотном, осмысленном, и качественном выполнения всех установок учащимся по формированию своего здорового образа жизни.
С родителями обязательно должны проводится беседы в рамках родительских по темам: «Физические особенности развития школьников разного возраста» с привлечением школьного медика, учителя физической культуры.
В своей работе по формированию навыков рефлексии у обучающихся и их родителей, привлечение к данному виду классного руководителя, а также на этапе рефлексии своей педагогической деятельности, я использую возможности программного продукта «Автоматизированной системы контроля по физической культуре» (ПП АСКфк), который был разработан учителями нашей школы и адресован различным целевым группам: учителям физической культуры, обучающимся, родителям, классным руководителям, администрации.
Данные об уровне физического развития и физической подготовленности обучающихся заносятся в БД АСКфк по результатам сдачи норм и тестирования, которые организуются в учебном процессе физического воспитания (на уроках физической культуры, ОБЖ, днях здоровья, соревнованиях и т.п.).
Результаты по каждому ученику, классу, возрастной группе заносятся в карту тестирования в электронном виде. Карта содержит следующие разделы:
общие сведения об учащемся (фамилия, имя, отчество; пол; дата рождения; класс (параллель, литер));
физическое развитие учащегося (рост; вес; группа здоровья);
физическая подготовленность (в указанный раздел заносятся результаты учащегося по выполнению контрольных нормативов (периодичность заполнения БД АСКфк два раза в год (сентябрь, май) – в меню управления соответственно кнопки 1 и 2 по всем видам контрольных нормативов, кроме лыжных гонок (периодичность заполнения 1 раз в год): прыжки в длину с места; бег (30м, 60м, 100м); кросс (1 км, 1,5 км, 2 км, 3 км); лыжные гонки (1 км, 2км, 3 км, 5 км); метание мяча; метание гранаты; поднимание туловища; подтягивание)
дополнительная информация (занятие школьника в спортивных секциях, его достижения, отметка об участии в соревнованиях различного уровня)
Данная программа позволяет формировать итоговые таблицы с учетом запроса каждой целевой группы, выполнять анализ и самоанализ деятельности по развитию физических качеств учащихся, проводить работу по корректировке степени нагрузки, методики занятий, планировать дальнейшую работу.
Так, работая с электронной базой данных ПП АСКфк, я формирую информационную карту с необходимыми мне данными и на ее основе провожу рефлексию педагогической деятельности, а именно:
Вид запрашиваемой информации |
Информационная карта выполнения контрольных нормативов учащимися определенного класса (ученика), определенной возрастной группой за указанный год (период) (приложение 2) |
Периодичность |
2 раза в год |
Предполагаемые действия |
|
Каждый ученик моего класса получает распечатку индивидуальной информационной карты (приложение 3)
Вид запрашиваемой информации |
Индивидуальная карта физического развития |
Периодичность |
2 раза в год |
Предполагаемые действия |
|
Возможности электронной базы данных по физической культуре позволяют формировать информационные таблицы и для других целевых групп – родителей обучающихся и классных руководителей, вместе с ними и для них организовывать и проводить родительские собрания, классные часы, Дни здоровья и другие мероприятия, тем самым не только информируя их, но и делая активными участниками формирования физического развития детей.
Классный руководитель может получить информацию следующего содержания и организовать работу:
Вид запрашиваемой информации |
|
Периодичность |
Минимум 2 раза в год |
Предполагаемые действия |
|
Для родителей учащихся информационный блок следующего содержания:
Вид запрашиваемой информации |
Индивидуальная карта физического развития ребенка |
Периодичность |
2 раза в год |
Предполагаемые действия |
|
Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом - это регулярное наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, физического развития, а также за влиянием на организм физических нагрузок. Данные самоконтроля существенно дополняют сведения, получаемые при медосмотре. Кроме того, самоконтроль имеет и воспитательное значение, приучая к сознательному отношению к занятиям, соблюдению правил личной гигиены, правильному распорядку дня, проведению закаливания.
Наиболее удобная форма самоконтроля, но в то же время и более сложная форма - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы: субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.
Рекомендации по ведению дневника самоконтроля на элементарном уровне предложены В.И.Ляхом, авторами учебников по физической культуре для 1-4, 5-8, 9-11 классов. Методическим объединением учителей физической культуры нашей школы данная форма усовершенствована с учетом имеющихся в школе методических наработок. В настоящее время данная форма самоконтроля апробируется на 4 «А» классе. Данный дневник самоконтроля создан для учеников 3-5 классов, имеет следующую структуру:
информационный лист (фамилия, имя, учебный год, класс, группа здоровья);
антропометрические данные;
уровень тренированности;
уровень общей физической подготовленности;
уровень физического развития;
программа самоподготовки;
участие в соревнованиях;
оценки по физической культуре;
рекомендации по организации занятий по самоподготовке.
Форма дневника самоконтроля приведена в приложении 6
Моя внеурочная и внеклассная деятельность посвящена спортивному туризму. Здесь самоконтроль и рефлексия являются важнейшим фактором в подготовке спортсменов туристов. Им приходится часто выезжать и участвовать в различных соревнованиях. И без проведения с обучающимися занятий по рефлексии нельзя быть уверенным, что на следующих стартах в такой же ситуации не допустит повторных ошибок. Занятия по рефлексии и самоконтролю повышают в обучающихся уверенность в себе и своих силах, развивают чувство коллективизма и товарищества, учит видеть ошибки других и не допускать их у себя.
Занятия по рефлексии основываются на разборе видео и фото фрагментов, соревнований на которых выступала команда, или видеозаписи других команд. Так же допустимо проводить тренировки и записывать их на видеокамеру, это позволит спортсменам увидеть свои ошибки и недочеты, а так же увидеть себя со стороны и оценить, как он воспринимает информацию от тренера, и сравнить свое поведение с поведением товарищей. . Проведение анализа действий участниками соревнований по материалам фото- и видеосъемки проходит по следующему алгоритму:
просмотр видео- и фотоматериалов
анализ действий участника (участников) и сопровождающих – выявление правильных действий (ответ на вопрос «Что способствовало успеху?) и ошибок (кто, на каком этапе какую ошибку допустил, почему была допущена эта ошибка (недостаток знаний, умений, неправильное применение снаряжение, неправильная техника прохождения этапа); оценка участником собственных действий, ответ на вопрос «Что я не умею, чему я должен научиться» и т.п.)
анализ фото- и видеоматериалов учителем, внесение корректив в организацию учебного процесса и внеучебной деятельности (проведение тренировок, учебных сборов и т.п.)
создание фото- и видеоархива, использование аналитических материалов при подготовке новых команд
В качестве дневника самоконтроля учащимся, занимающимся в секции, я рекомендую вести тетрадь, куда он записывает теоретические сведения и вносит данные по своим соревнованиям, результат и место. Такие занятия по рефлексии дисциплинируют обучающихся. У старших процесс самоконтроля и анализа происходит автоматически, а младших надо регулярно подводить к этому путем беседы, организации мини- соревнований внутри группы, создания условий, когда сильнейшие уступают более слабым товарищам.
Кроме этого детям нравится видеть изменения, которые происходят в их подготовке и спортивной форме. Занятия по туризму строятся немного по-другому, чем урок физкультуры, с меньшим количеством занимающихся и это позволяет педагогу подробно ознакомиться с индивидуальными особенностями в психоэмоциональном и физическом развитии ученика и составить и объяснить индивидуальный график тренировок во время самостоятельных занятий дома и на занятиях. Педагогу легче объяснить, зачем это необходимо, так как в секцию ходят заинтересованные дети, желающие добиться определённых результатов в избранном виде спорта. Тренеру также необходимо отслеживать уровень физического развития, знать, когда у спортсменов пик формы, уровень технической и тактической подготовки, что позволит сформировать команда и подвести спортсменов к ответственным стартам на пике или подъеме их спортивной формы.
Таким образом, обучение навыкам рефлексии на уроках физической культуры – процесс трудный и многоплановый, ему нельзя научить за один урок, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлексии на уроках физической культуры позволяет расширить спектр учебных занятий, обогатить уроки внепрограммным материалом. В целом систему работы по формированию навыков рефлексии на уроках физической культуры можно представить следующей схемой:
Таким образом, многоплановость уроков физкультуры, разнообразие учебных заданий, которые связаны порой с материалом, не входящим в программу, позволяют сделать занятия интересными и полезными для здоровья и физического развития школьника, целенаправленно влиять на каждого ученика с учетом его индивидуальных кондиций, возможностей и способностей. Обучение навыкам рефлексии на уроках физической культуры, привлечение к этой работе классных руководителей и родителей обучающихся – это один из способов заставить задуматься отдельного человека – о своем здоровье, а всех вместе – о здоровье нации, а, значит, и о будущем России.
Акулова О.В. Модернизация общего образования6 технология образовательной деятельности. – Санкт-Петербург, ООО «Береста», 2002 – 96 с.
Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы. - М., «Просвещение», 2008 - 190 с.
Материалы конкурса методических служб образовательных учреждений города Рыбинска – МОУ ДПО ИОЦ, 2009