Балагурова Светлана Владимировна,

музыкальный руководитель ДОУ № 98

«Развитие певческих навыков дошкольников на основе фонопедического метода развития голоса»

Вернуться к списку участников конкурса

Содержание

1. Теоретические основы развития певческого голоса ребёнка

1.1. Проблема развития певческого голоса ребёнка в детском саду

1.2. Сущность применения фонопедического метода развития голоса В.Емельянова на современном этапе


2. Система работы по развитию певческого голоса у детей дошкольного возраста

2.1. Уровень сформированности певческих навыков (вводная диагностика)

2.2. Содержание деятельности педагога-музыканта по развитию певческого голоса дошкольников

2.3. Результаты и перспективы формирования певческих навыков

Заключение

Список литературы

Приложения

1. Теоретические основы развития певческого голоса ребёнка

1.1. Проблема развития певческого голоса ребёнка в детском саду

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей.  Но проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остаётся предметом исследования многих учёных, музыкантов, так как до конца природа этого вопроса не  раскрыта. Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения, нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. Значительная часть детей приходит в школу из детских садов практически непоющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряжённо, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены. [ 15]. Между тем, именно в  детском саду на музыкальных занятиях, в которых пение занимает 50-70% всего времени, а само обучение длится 3-4 года, дети к 7 годам могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь.

 В течении XX века ведущие педагоги-вокалисты (Н.А.Метлов, В.А.Багадуров, Е.М.Малинина, В.Н.Шацкая, Д.Е.Огороднов, В.В.Емельянов,, В.В.Шереметьев, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, А.Л.де Арисменди, Г.П.Стулова, З.Кодай, М.Ибука) занимались проблемой развития детского певческого голоса. В 1938 году на первом методическом совещании в Москве были приняты рекомендации для учителей пения и музыкальных работников, в которых предлагалось использовать фальцетную манеру звукообразования у всех детей до периода наступления мутации. Учёные пришли к выводу, что детский певческий голос надо не развивать, а охранять и тренировать по мере роста организма. По данным исследований педагогов, одной из причин отсутствия должного вокального развития детей является недостаток вокально-музыкальной культуры семьи. Дети не имеют собственного эталона певческого голоса и начинают подражать тому, что подаётся в окружающей их среде (телевидение, современная эстрада, аудио-, видео записи, наличие систем караоке и пение под фонограмму). По словам исследователя В.В.Емельянова, постепенное формирование эталона певческого звука или возникновенье в одночасье являются решающим мотивационным фактором  в приобщении человека к вокальному искусству. [4].В современном вокально-эстрадном искусстве (это то, что обычно слушают дети) отсутствует академический стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование звука.

Причины неудовлетворительной вокально-хоровой работы с детьми в детском саду кроются, на мой взгляд, в некоторых неверных установках программы по пению для дошкольников, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий, в недостатках профессиональной подготовки музыкальных работников детских садов. В результате беспрерывной подготовки к бесконечным праздничным датам от музыкальных руководителей требуют разучивания с детьми нового репертуара песенного, театрального, танцевального, и это становится самоцелью. В этих условиях почти невозможно находить время и силы для очень тонкого трудного процесса формирования певческих навыков и развития музыкального слуха.

В оглавление

1.2. Сущность применения фонопедического метода развития голоса В.Емельянова на современном этапе

В различных источниках научных исследований мною была раскрыта история развития методов постановки вокального голоса.

В. Манфредини  [14]   в «Правилах  гармонических  и  мелодических для обучения всех  музыке»  указывает, что:

  1. Рот при пении «растворять.умеренно, естественно для ясности голоса и чистого произношения слов».

  2. Петь в удобной тесситуре, «никогда не должно форсировать человеческий голос».

  3. Надо петь напевно и додерживать звук (ноту по длительности).

  4. Ясно произносить слова, уверенно, «крепко, а не в позиции между зубов».

  5. Петь сознательно и эмоционально, рекомендуется петь без сопровождения.

В книге «Упражнения для усовершенствования голоса», М.И.Глинка указывал, что«..надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты,  ибо усовершенствовав их, мало-помалу потом можно обработать и довести его до возможного совершенства  и остальные звуки»[14]

Сторонниками взглядов М.И.Глинки явились Н. А. Метлов, Д.М.Зарин, Н.Д.Орлова, Ф. Ламперти, А.Е.Варламов, К. Эверарди.  В частности, Н. А.  Метлов  [13] предлагал начинать работу с  примарных  тонов, которые берутся без усилия, от  центра голоса, постепенно расширяя диапазон, захватывая звуки, окружающие их сверху и снизу.

Педагоги Н.А.Ветлугина [ 18] и Н.Д.Орлова[7] предлагают систему упражнений, основным художественным материалом которых служит народное творчество.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития голоса» (ФМРГ) [4] разработана  педагогом, вокалистом, врачом-фониатром В.В.Емельяновым.

Таким образом, мною  была выделена характеристика певческого голоса ребёнка. Это – звук, нормально сформированный, всегда активный, эмоциональный, непременно свободный и лёгкий, без малейшего намёка на форсировку ( см. таблицу 1).

 Таблица 1

Показатели певческого голоса

Широта диапазона

Чистое интонирование

Сила звука

Напевность звука

Дыхание

 Дикция

Фонопедический метод развития голоса  – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму.

Двигательный приём – организация некоторых условий, не позволяющих издать звук привычным способом, т. е. только под влиянием слухового представления или регулировочного образа, если таковой уже имеется. [4 с. 35]

Критериями  фонопедического  метода являются:

Рис. 2

 

 Таким образом,  мною выявлено преимущество ФМРГ в развитии певческого голоса  детей  дошкольного возраста:

В оглавление

2. Система работы по развитию певческого голоса у детей дошкольного возраста

2.1. Уровень сформированности певческих навыков (вводная диагностика)

В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего, в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики  затруднялись  петь в высоком или низком регистрах, «боялись выходить» за рамки диапазона, зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков ребята пели искажённо, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию, не вовлекая в двигательный  процесс ротоглоточный аппарат и мышцы лица. Излишняя трудность замечена  была при умении детей  правильно использовать  бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.

Поэтому для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса  была разработана диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.

Были определены  три уровня развития певческого голоса:

Высокий: ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует, дыхание правильное, без шума.

Средний: ребёнок правильно понимает задание, действует по словесному указанию, голос имеет не ярко выраженную тембровую окраску (сип), речь внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога.

Низкий:  Ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога, речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.

Учитывая выше описанные результаты (см. рисунок 3), мы убедились, что необходимо выбрать эффективные педагогические подходы, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно. Широкую возможность  для этого представила система занятий с использованием голосовых тренингов, которые заложены в фонопедическом методе развития голоса (ФМРГ).

Рис.3

На основе данных, полученных  в ходе диагностики,  были сформулированы задачи  практической работы с детьми дошкольного возраста:

В результате внедрения новых подходов в систему работы по развитию певческого голоса у детей должны сформироваться представления:

К концу дошкольного периода дети должны овладеть умениями, а именно:

Конечным итогом работы  является  самореализация ребёнка в песенной деятельности, которая выражается в самоуверенном успешном исполнении песни на концертах, вечерах, досугах.

Убеждена, что источником полноценного развития певческого голоса ребёнка выступают два вида деятельности ребёнка. Во-первых, певческий голос  дошкольника развивается по мере освоения приёмов ФМРГ за счёт формирования регулировочного образа и приобщения к эталону академического пения. Во-вторых, у ребёнка самостоятельно реализуются физиологические возможности собственного голоса, формируется творческая способность находить необычные способы голосоведения.

В оглавление

2.2. Содержание деятельности педагога-музыканта по развитию певческого голоса дошкольников

Применительно к дошкольникам составлен перспективный план вокальных занятий, который содержит все разделы  работы по развитию показателей певческого голоса,  включая дыхательные упражнения,  массаж лица и шеи, артикуляционную гимнастику, ФМРГ, певческую установку. Поэтому мы подробно описываем задачи, варианты музыкального репертуара и конкретных игровых комплексов, которые  акцентируют внимание педагога  на формирование,  развитие и  активизацию детского голосообразующего мышечного комплекса, специализирующемся на пении, Но надо дополнить, что на практическом занятии они редко решаются изолированно, так как являются частями одного целостного процесса развития голоса.

План работы осуществляется посредством систематически проводимых занятий по пению 2 раза в неделю. Их продолжительность составляет обычно, в зависимости от возраста: от 15 минут (младший возраст) до 35 минут (старший возраст).  Занятие имеет чёткую структуру, которая не варьируется.

 

Алгоритм работы на вокальном занятии строится следующим образом:

  1. В качестве предварительной работы провожу комплекс дыхательных упражнений, артикуляционную гимнастику и массаж.

Рис 4

  1. Для развития слуха и голоса включаю в работу  систему  упражнений ФМРГ, попевки, пропевание интервалов, несложные вокализы и песенки.

Рис 5

  1. В исполнительской певческой деятельности организую и непосредственно участвую в поэтапной работе с вокальным произведением, знакомлю детей с различными способами передачи песенного образа.

Рис 6

Особо учитываю то,  что искренний интерес педагога к свому голосу, к себе как к певцу является  одновременно и активным стимулирующим  средством развития голоса ребёнка, и закономерным результатом постепенного становления  развитых певческих навыков. С этой целью регулярно  сама занимаюсь упражнениями ФМРГ  по 20-30 минут в день. Такие тренировки голосового аппарата позволяют мне выдерживать нагрузки вокальных занятий с детьми (до  шести каждый день!), не нарушая фонационную функцию. Кроме того, заметила снижение частоты  заболеваний верхних дыхательных путей, улучшение качества моего певческого голоса: расширился диапазон, появилась полётность и звонкость в пении, даже в различные сезонные периоды года, - мой голос стал образцом вокального исполнения для подражания детьми.

Поэтому на первом этапе работы мы слушаем высокохудожественное  пение на организованных в детском саду интересных и содержательных концертах. Убедившись из практического опыта, что вокальный образец вырабатывается  из комплексного использования источников пения,  создаю условия:

                                   

Рис 7

В игре «Копилка»   помогаю  детям воплощать  свои впечатления в пении посредством подражания эталону академической манеры пения.

Опыт работы показал: существенного повышения качества проявления певческих навыков у детей можно достигнуть, постепенно и последовательно развивая у них навыки дыхания и дикции, чистого интонирования и силы голоса, а также способствовать расширению диапазона и напевности в пении через  обогащение и расширение фонематических игр и упражнений.

Поэтому любое вокальное занятие рекомендую начинать с дыхательных упражнений, таких как: «Надуваем шины на машине», «Греем руки», «Дуем на листики, снежинки» для протяжного выдоха,  «Закрываем окна, двери, чтоб не дули к нам метели», «Сдуваем  снег», «Зажигаем огоньки» для резкого короткого выдоха. В качестве ощущения собственной диафрагмы и процесса вдоха и выдоха, обозначаем с детьми «шарик на животе», который то сдувается, то надувается. (см. рис.4). Для регулирования носового дыхания рассказываю детям о «Кислородике», провожу упражнение «Вдох и выдох».

Следующим этапом работы на занятии является артикуляционная гимнастика, проводимая систематически на каждом занятии и сочетаемая с элементами массажа мышц лица и шеи.

Использую собственный показ работы языка, губ,  челюстей, а также приём работы с зеркалом, чтобы ребёнок контролировал  свой результат (см. рисунок 8). Стихи, сюжетное построение и иллюстрации способствуют эффективному усвоению приёмов и повышают качество их исполнения ребенком. (см. приложение 5)  Артикуляционные упражнения решают задачи снятия напряжения мышц лица, эмоционально раскрепощают ребёнка, готовят певческий аппарат к распеванию.

Рис.8

Поэтому на следующем  этапе работы осуществляю собственно процесс формирования певческого голоса, основанный  на применении ФМРГ. Прежде всего, провожу интонационно-фонетические упражнения, в которых певческий процесс начинается с атаки гласного либо произнесения согласного звуков. Первый приём заключается в замене этой атаки непривычным неречевым, непевческим движением голосообразующей системы, при котором провоцируется искомый режим работы гортани, или стимулируется фонационный вдох, или вызывается певческое вибрато или организуется рупор.

 

Результат - изменение в регулировочном образе.

Затем организуется замена певческой атаки гласного введением дополнительного режима гортани регистра, располагающегося выше или ниже искомого.

  

Результат – изменение регулировочного образа.

При  отключении какой-либо части управляемой мускулатуры (артикуляционной и внешней дыхательной) происходит активизация и тренировка не управляемых произвольно компонентов голосообразующей системы, участвующих в выполнении слухового задания.

 

 

 

Результат – коррекция регулировочного образа своего голоса введением в него представлений об этих ощущениях.

В заключение с детьми провожу инспираторную фонацию (издавание звука во время вдоха) с целью поиска режима гортани (штро-баса, фальцетного, свисткового), нереализуемого обычным способом и другими приемами.

 

Результат – осознание вокально-телесных специфических ощущений.

Для тренировки певческого механизма необходимо проводить упражнения, составленные из голосовых сигналов доречевой коммуникации. Их использование позволило обратить внимание  на развитие органов артикуляционного и дыхательного аппаратов, а также на развитие слуха и голоса.. Опыт показал, что ребёнку очень сложно освоить одновременно многообразие приёмов ФМРГ, поэтому они разучиваются постепенно. Сначала ребёнок осваивает часть приёма в медленном темпе, затем весь приём пропевается  целиком и транспонируется по диапазону вверх и вниз, быстро и медленно, тихо и громко, тем самым развивая возможности голоса. Не начинаю разучивать следующий приём до тех пор, пока ребёнок не будет самостоятельно исполнять предыдущий. Учитываю, что вся работа по развитию голосового аппарата с использованием подготовительных и фонопедический упражнений должна составлять 60-70% времени всего занятия.

Таким образом, методы, направленные мною на развитие певческого голоса ребёнка, представляют собой разнообразные способы руководства.

Они осуществляются в условиях непосредственного  контакта педагога с ребёнком, влияния и действенной помощи в процессе его активной певческой деятельности (см. рисунок 9)

Рис.9

Главное место уделяю формированию певческих навыков и верному их применению в работе с песней. Дети с первых занятий учатся оценивать пение не только на слух (звук лёгкий, чистый, серебристый или крикливый, носовой, зажатый), но и зрительно (напряжение мышц лица. шеи, плохое открывание рта), следят за мышечными (контроль дыханием, свободным положением корпуса) и вибрационными ощущениями, что особенно трудно даётся дошкольникам в силу слаборазвитого певческого вибрато.

Ведущим методом на начальном этапе обучения является наглядно-слуховой метод, своеобразие которого проявилось  при подборе эффективных приёмов:

Жест рукой  Художники  Скрипочка   Паутинка   Вместе с пальчиками                                                                                    

Показ пения Полочка    

 

Дразнилка      Царапки        Обыгрывание          Ниточка      Радиорубка

 

Чтобы отразить в мыслях детей идеи и содержание песенного исполнения, использую на занятии словесный  метод, который обращён к сознанию ребёнка, углубляет его переживания художественного образа. Были выработаны наиболее эффективные приёмы, активизирующие деятельность детей, а именно:

Постепенно дети научились применять полученные знания и умения ведения голоса в отражении художественных образов в исполнительской  деятельности. Эффективно подобранные приёмы художественно-практического метода дали дошкольникам возможность самореализации  в активной певческой деятельности. Самыми действенными явились такие приёмы работы, как

Необходимо следить в работе над произведением за одновременным и единообразным произношением гласных. Пение с текстом начинаю уже после того, как сочинение интонационно и ритмически точно пропевается на какой-либо гласный звук или отдельный слог. Далее стараюсь добиваться чёткого произношения согласных и единообразной манеры пения гласных. Напоминаю детям важное правило переноса последней согласной или нескольких согласных, которыми заканчивается слово, к следующему слову.

Приём смены тональностей в период разучивания позволяет укрепить интонационные связи произведения и развивает диапазон.

На последующих занятиях учу детей создавать песенный образ с помощью динамических оттенков, темповых  и регистровых окрасок. Жестами, мимикой ребёнок передаёт песенный образ, он становится наиболее выразительным, закрепляется в сознании точный комплекс выразительных средств голоса.

Каждое вокальное занятие провожу на эмоциональном подъёме, созданию которого способствует наличие в репертуаре трёх групп произведений. Одна группа полностью соответствует  исполнительским возможностям ребёнка, другая – опережает эти возможности и третья – бывает легче достигнутого уровня.

В арсенале разнообразных приёмов, активизирующих процесс работы с детьми, особая роль отводилась  игре в различных её формах. Так как уверена, что во время игры у детей снимается скованность, они чувствуют себя свободно и потому значительно полнее проявляют свои  музыкальные способности.

Наиболее занимательным материалом явились игровые голосовые упражнения «На машине», «Автобус», «Бронтозавр», «Морской пейзаж», «Зима», «Колобок», «Три медведя». Продуктом моей  творческой мастерской стали сюжетные комплексы артикуляционных гимнастик («Весёлый язычок», «Где живёт голосок», «Весёлые картинки»).

Игры-песенки, разнообразно используемые в качестве материала для распевания были разработаны на речевом материале Г.Анисимовой, музыкальном репертуаре А. Парцхаладзе, О. Насауленко, Р. Паулса, О.Зайцевой и адаптированы к вокальным занятиям. В качестве художественного слова составлена подборка на основе авторских стихов и репертуара детской литературы (И. Абелян).

                   

Рис.10                                                       Рис.11

Наряду с голосовыми играми и упражнениями на развитие певческого голоса, мною разработаны интерактивные музыкальные пособия, позволяющие развивать вышеуказанные показатели певческих навыков

В подборе песенного репертуара учитываю возрастные возможности детей.

Таким образом, применение всего комплекса методических приёмов на занятиях помогает мне не только наладить творческий контакт с обучаемыми детьми, но способствует сознательному и своевременному развитию певческого голоса, а также прочувствованному донесению до слушателя идейно-художественной сути вокального произведения.

Организуя вариативные формы работы,  включаю выступление детей в качестве солистов и хором на концертах, вечерах. Каждый ребёнок исполняет 1-2 произведения. Кроме того, для участия в концерте привлекаются ученики ДМШ, родители. Подобные контакты обогащают духовный мир ребёнка, прививают навыки музыкально-певческой культуры, любовь юных певцов к вокальному  искусству.

Исходя из этого, в развивающей работе по формированию певческих навыков использую различные обучающие встречи с воспитателями и родителями, на которых знакомлю  их с принципами и  возможностями развития певческого голоса ребёнка (см. рисунок 12).

Рис.12

В дальнейшем, планирую активное участие воспитателя в организации музыкальной развивающей среды и руководстве развитием приобретённых детьми певческих навыков с целью развития навыка самостоятельности в пении, используя в качестве приоритета- охрану голоса растущего организма. Провожу консультации и беседы, стендовые доклады на педсовете. (см. рисунок 13)

Рис.13

В оглавление

2.3 Результаты и перспективы формирования певческих навыков

С целью выявления уровня софрмированности певческих навыков  и определения эффективности работы по развитию певческого голоса провожу  диагностику в конце дошкольного возраста.

В результате проведения всех заданий были получены следующие данные о развитии показателей певческого голоса:

высокий уровень-83 %,  средний -17%,  низкий -0%   

 

На основании результатов проведённого исследования в соответствии с поставленной целью была выявлена положительная динамика развития певческого голоса у каждого ребёнка в дошкольном возрасте.

Итак, преимущество дошкольников, регулярно занимающихся на вокальных занятиях с применением ФМРГ выражается в росте показателей на 50%, 57%, 9%.

Цифровые данные говорят о количественном преимуществе высокого уровня развития показателей певческого голоса. Но за отдельными случаями результаты некоторых показателей не достигли оптимального уровня развития.

Поэтому проанализируем все  эти явления.

Результатом применения ФМРГ в развитии голоса стало постепенное развитие дыхательной, артикуляционной и голосообразующей функции певческого аппарата дошкольника. Трудность формирования широты диапазона снята, так как  голосовые игры на преодоление регистрового порога снимают комплекс и «боязнь» перехода из одного регистра в другой. И хотя детям не ставилась специальная задача спеть очень высоко или очень низко, но они прекрасно  и быстро переходили из грудного режима в фальцетный и обратно. В этом одна из особенностей ФМРГ, раскрывающая природные возможности детского голоса. Для чистого интонирования следует накопить достаточный слуховой опыт различения звуковысотных отношений, связанных как с внешним наглядным моделированием, так и ощущением внутреннего слуха. Длительность вокального занятия и насыщенность вокальными упражнениями позволили развить навык чистого интонирования. К 7 годам дети показывали активно силу голоса, но, надо отметить, что пели. Это произошло потому, что они получили практическую и действенную возможность предварительной ориентации в собственных возможностях голосового аппарата. То же самое можно сказать и о результатах развития навыка певческого дыхания, дети усвоили и применили  при исполнении различные способы дыхательных действий.

Трудная  задача по формированию певческой дикции положительно была решена в силу многократного применения артикуляционных игр и дикционных упражнений на занятиях.

В оглавление

Заключение

В завершение следует отметить, что систематический курс занятий на материале фонопедического метода развития голоса  создаёт благоприятные условия для развития певческого голоса дошкольников на более высоком уровне, позитивно влияет  на уменьшение различных недостатков  в пении детей,  способствует самореализации личности ребёнка .

Музыкальным руководителям следует обратить внимание на особенности внедрения нетрадиционных методов  и способов развития певческого голоса детей в детском саду:

В оглавление

Список литературы

  1. Абелян И. «Как Рыжик научился петь», Москва, 1985

  2. Алмазов Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей», Москва. «Просвещение», 1973

  3. Анисимова Г. «100 музыкальных игр», Ярославль, «Академия развития», 2002

  4. Емельянов В.В. «Развитие голоса» // координация и тренинг// издание четвёртое, Санкт-Петербург*Москва*Краснодар, 2004

  5. Емельянов В.В. «Школа «Поюшки»// литература-интернета, 2006-12-3.

  6. С.Е.Романов «Метод массовой постановки певческого голоса», статья\\интернет-музыка,20006.

  7. Емельянов В.В. «Семинар-практикум для педагогов детских садов и школ в г. Рыбинске», 1996 (протокол семинара)

  8. Орлова Н.Д. «Учите детей петь» Упражнения для слуха и голоса, Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, Москва, 1981

  9. Романов С.Е. «Метод массовой постановки певческого голоса» Интернет//музыка, 2006

  10. Стулова Г.П. «Развитие детского  голоса  в  процессе  обучения  пению» (Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992

  11. Стулова Г.П.. «Отзыв на статью В. Шереметьева «Хоровое пение в детском саду»//ж-л «Музыкальный руководитель» № 1/2006

  12. Тарасова К. «К постановке детского певческого голоса»// ж-л «Музыкальный руководитель» № 3/2005

  13. Тумакова Н. «Артикуляционная гимнастика»//ж-л «дошкольное воспитание» №6/2005

  14. Халабузарь «Методика музыкального воспитания», Москва, «Музыка»,1990

  15. Шацкая В.Н. «Развитие детского голоса», Москва, 1963

  16. Шереметьев В. «Хоровое пение в детском саду»//ж-л «Музыкальный руководитель» №5/2005

  17. Шоломович С. «Методика музыкального воспитания в детском саду»//Киев, «Музыкальная Украина», 1985

  18. «Музыкальное развитие ребёнка» под ред Н.А.Ветлугиной, Москва, 1983г.

  19. «Музыкальный букварь» под ред. Н.А.Ветлугиной, Москва,

В оглавление