Рябова Анна Юрьевна,

учитель английского языка СОШ № 17

«Использование системы приёмов повышения учебной мотивации при планировании уроков английского языка на основании методического конструктора урока А. Гина»

Вернуться к списку участников конкурса

Содержание

Введение

1. Методологические основы и изучение проблемы мотивации к овладению английским языком в школьном возрасте

1.1. Системообразующий характер мотивации в структуре учебной деятельности и виды учебных мотивов

1.2. Приемы повышения учебной мотивации к урокам английского языка: характеристика и изучение их эффективности


2. Технология планирования уроков английского языка на основе методического конструктора А. Гина с учетом приемов повышения учебной мотивации

2.1. Описание методического конструктора приемов работы на уроке А. Гина

2.2. Методический конструктор урока: система приемов повышения учебной мотивации к предмету английский язык, направленных на развитие навыков и умений чтения, аудирования, письма, письменной речи и говорения

2.3. Методический конструктор урока: система приемов повышения учебной мотивации к предмету английский язык, реализуемых на каждом этапе урока

2. 4. Разработка поурочного планирования по теме ««Жизнь в городе и селе» в 4 классе на основе методического конструктора

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Среди актуальных проблем  реализации образовательного процесса снижение учебной мотивации требует особого рассмотрения.  Реалии современной школы таковы, что учащиеся, обучаясь в младшем звене, в ряде случаев уже утрачивают непосредственный интерес к узнаванию нового, освоению различных способов деятельности. Закон Российской Федерации "Об образовании" гуманизирует педагогический труд, ориентирует его на личность учащегося как на субъект учебной деятельности. Демократические педагогические воздействия на личность ученика должны побуждать к реализации интеллектуальных возможностей ради удовлетворения собственной любознательности.

Актуальность данной научной работы обусловлена тем, что мотивация является системообразующим  компонентом структуры всей учебной деятельности, так как при отсутствии желания учиться сам процесс  теряет свою значимость, перестает способствовать развитию личности, становясь по сути только внешне обоснованным и при этом жестко регламентируемым  алгоритмом действий. Существующий арсенал приемов достаточно многочисленен, однако,  при планировании урока возникают проблемы в связи с отсутствием структуры данной системы.

Проблему учебной мотивации в своих научных работах рассматривают Ю.К. Бабанский, М. Лукьянова, В.Г. Казанская, Л.И. Божович, М.В. Матюхина, И.В. Дубровина. О.С. Гребенюк составляет классификацию приемов повышения мотивации к учению. Проблемой формирования и повышения интереса к изучению английского языка занимались Г.В. Рогова, З.И. Ушанова, Л.М. Егорова и другие методисты и ученые. В.Н. Соловова предлагает классификацию источников создания учебной мотивации к урокам английского языка.

Объект научной работы – процесс учебной мотивации к предмету английский язык

Предмет научной работы -  система приемов повышения учебной мотивации к урокам английского языка.

Цель данной научной работы – разработать систему приемов повышения мотивации к изучению предмета английский язык на основе методического конструктора А. Гина [6].

Цель определила постановку следующих задач:

    1. дать анализ научной литературы по проблеме мотивации деятельности и мотивации учения в частности;
    2. изучить эффективность приемов повышения учебной мотивации к урокам английского языка;
    3. описать методический конструктор  приемов работы на уроке А. Гина;
    4. разработать методический конструктор планирования урока английского  языка на основе обобщения, структурирования и систематизации банка приемов повышения учебной мотивации.
    5. разработать поурочное планирование по теме «Жизнь в городе и селе» в 4 классе с использованием методического конструктора учета приемов повышения учебной мотивации к предмету английский язык.

Для комплексного решения поставленных задач применялись следующие методы:

Теоретическая значимость исследования представлена тем, что в данной работе мной были рассмотрены проблемы учебной мотивации к предмету английский язык, обобщения и структурирования приемов повышения мотивации, разработан методический конструктор планирования урока английского языка.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что был осуществлен анализ состояния проблемы повышения учебной мотивации к предмету английский язык в  школах г. Рыбинска № 1 и  № 17 на основе эмпирических данных, предложен новый подход к написанию ежегодного поурочного планирования уроков английского языка на основе использования методического конструктора.

В оглавление

 

1. Методологические основы и изучение проблемы мотивации к овладению английским языком в школьном возрасте
1.1. Системообразующий характер мотивации в структуре учебной деятельности и виды учебных мотивов

 

Поведение человека направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их последствий. Их значимость определяется ценностными диспозициями или мотивами. Этот психический феномен представляет огромный интерес в связи с тем, что управление ими позволяет контролировать как поведение, так и деятельность личности.  Мотивационная сфера  составляет основу всей ее  активности и включает в себя иерархично выстроенную систему потребностей, мотивов и целей согласно трактовке А.Н. Леонтьева [19, с. 207].

В качестве мотива рассматривались самые разнообразные психологические феномены: «целевые желаемые психического состояния в ситуации «индивид-cреда» (Х. Хекхаузен), намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович), предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев), установки личности (А. Маслоу), психические процессы, состояния или свойства личности (А.А. Платонов). Несмотря на плюрализм во мнениях, большинство ученых считают, что мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо состояние личности) [20]. 

На данный момент существуют свыше десяти основных теорий мотивации, но все они обладают некой односторонностью (Приложение 1). Так, некоторые из них рассматривают человека как существо биологическое и делают акцент на доминирующей роли неосознанных мотивов в поведении, другие рассматривают мотивы исключительно как осознаваемые состояния (когнитивная теория).  Однако, при таком подходе не учитывается область бессознательного, описанная З. Фрейдом). Следовательно, мотивация имеет как регулируемую, так и спонтанную составляющие, что необходимо учитывать при анализе учебной мотивации.

Ее формирование без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.  Роль мотивации учения в овладении системой знаний, умений и навыков обусловлена характером самой учебной деятельности, обновлением содержания образования, выработкой у учащихся  активности, стремления к самосовершенствованию.

Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, основных ее подструктур. Существует множество подходов к проблеме развития учебной мотивации. По мнению Д. Журавлева [12], учебная мотивация определяется: самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъективными особенностями обучающегося; субъективными особенностями педагога, системой его отношений к ученику; спецификой учебного предмета.

По мнению М. Лукьяновой, для изучения такой комплексной характеристики как учебная мотивация важно выделить определенные содержательные блоки, которые отражают наиболее существенные компоненты. Она определяет 5 таких блоков [16, с.77]: личностный смысл учения; виды мотивов учения (внешние и внутренние, познавательные и социальные); целеполагание; реализация мотива в поведении; эмоциональный компонент мотивации учения.

Рассмотрим две общепринятые классификации мотивов. М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов [13]:

    1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: познавательный интерес и др.       
    2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: широкие социальные, узколичностные и отрицательные  мотивы

По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни [8, c. 125].

Уровни познавательных мотивов:

Уровни социальных мотивов:

Следовательно, на основе  источников активности выделяют следующие группы мотивов: познавательные, социальные и личностные.

Таким образом, большое количество и разноуровневость учебных мотивов вызывают сложности в управлении ими. Следует помнить, что только внутренние по отношению к учебной деятельности мотивы являются действительно эффективными. Реалии современной школы таковы, что непосредственный интерес к учению снижается уже в младшем звене школы, поэтому следует уделять большее внимание процессу учебной мотивации.

В оглавление

1.2. Приемы повышения учебной мотивации к урокам английского языка: характеристика и изучение их эффективности

Успешность школьника в каждом из учебных предметов определяется такими факторами как: наличие базового уровня знаний и умений, сформированность психических функций и процессов, необходимый уровень развития ценностно – смысловой, эмоционально – волевой, мотивационно – потребностной сфер личности, полной реализации ее интеллектуального потенциала, соблюдения соответсвующих условий протекания учебного процесса. Наиболее значимым является осуществление такой технологии обучения иностранному языку, которая была бы основана на пробуждении искреннего познавательного интереса к предмету.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее роль в овладении системой знаний, умений и навыков обусловлена характером самой учебной деятельности, обновлением содержания образования, выработкой у учащихся  активности, стремления к самосовершенствования. Вопросам формированиях отношения к учению,, сохранения и стимулирования у школьников интереса к предмету английский язык уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения. Сложность и многогранность самой проблемы порождают различные подходы к ее рассмотрению.  Мотивация к изучению английского языка представляет собой сложное психологическое явление, для управления которым следует изучать факторы его развития. Нами были определены 3 группы таких факторов: связанные с организацией учебного процесса; обусловленные педагогическими компетенциями и педагогическим мастерством учителя; определяемые влиянием социума.

К первой группе факторов следует отнести использование разнообразных средств, форм, технологий обучения, источников информации, демонстрирование богатого арсенала приемов учебной работы, которые и формируют самое важное – искренний познавательный интерес. Так, на уроках английского языка необходимо использовать огромное количество таких приемов. О.С. Гребенюк предлагает достаточно полную их классификацию, состоящую из 5 блоков [5], (Приложение 2):

    1. приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала (показ новизны, историзм, прием апперцепции, сравнительный анализ и культурных особенностей разных стран, межпредметные связи);
    2. приемы, связанные с интерактивными методами и методами проблемного обучения (постановка проблемных вопросов, усиление аргументации, «мозговой штурм», нетрадиционные формы проведения уроков);
    3. приемы, связанные с применением наглядных, технических и дидактических средств обучения;
    4. приемы, основанные на педагогическом общении учителя и учащихся,  общения учащихся между собой (оценочные обращения учителя, создание ситуации успеха, оказание своевременной помощи, поддержка начинаний);
    5. приемы побуждения к учению, учитывающие внутриколлективные отношения в классе (планирование, выполнение, обсуждение совместной деятельности, опора на общественное мнение).

Так, Ю.К. Бабанский выделяет особую группу методов обучения и называет их «методами стимулирования интереса к учению»[1]. Н.А. Менчинская считает, что «побудительную силу имеет не только личный опыт, но и весь широкий опыт, общественная практика» [17, с.116].  На наш взгляд, неординарной является классификация источников создания мотивации к изучению английского языка, предложенная Е.Н. Солововой [26]. Методист рассматривает  следующие источники: целевую, страноведческую, эстетическую, инструментальную мотивации и мотивацию успеха.

Можно утверждать, что реализация богатого банка приемов развития учебной мотивации является одним из важнейших факторов стимулирования познавательной деятельности учащихся. Для выявления действенности таких приемов было проведено исследование среди 23 учащихся 9 класса СОШ № 17. Респондентам было предложено выразить свое мнение о степени эффективности каждого из 21 предложенного им приема, при этом они должны были использовать трехбальную систему оценивания (приложение 11). В качестве критериев отбора приемов из классификации О.С. Гребенюк были: доступность их формулировки для учащихся и распространенность приемов в практике обучения.

Проранжировав полученные данные, я получила следующие результаты (Приложение 3).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольшую привлекательность для школьников имеют: занимательность учебного материала, связанная с сопоставительным анализом культур нашей страны и стран изучаемого языка;  возможность работы с современными ТСО; игровые приемы и методы;  коллективная деятельность учащихся; искренняя заинтересованность учителя в начинаниях, продвижениях, успехах учащихся. 

Для выявления действенности каждого приема из вышеобозначенной классификации, стимулирующего мотивацию, я также предложила  учителю СОШ № 1 определить степень их эффективности от 0 до 3 баллов (Приложение 12). Я выбрала этого респондента, т.к. он известен своим мастерством и популярностью среди учащихся.  

Проранжировав полученные данные, я получила следующие результаты (Приложение 4). Очевидно, что мнение педагога в большинстве случаев совпадает с мнением детей. Все респонденты среди действенных приемов выделяют приемы,  связанные с компьютеризацией обучения. Мы объясняем это тем, что использование современных ТСО создает условия для проявления индивидуальности, самоактуализации обучающихся.

Высший балл  учащимися и педагогом был отдан игровым заданиям. Игра активизирует потенциальные возможности детей, снимает напряжение, вызывает интерес к учению. Это действенное средство повышения учебной мотивации.

Все респонденты выделяют сопоставительный анализ культуры родной страны и стран изучаемого языка как один из самых действенных приемов стимулирования интереса к урокам английского языка. Эффективность учебного процесса, по мнению педагога, зависит от реализации новых форм организации уроков. Я согласна с этим мнением и считаю, что таковые обладают возможностью разрушать рутинность, однообразие, присутствующие в учебном процессе современной школы, стимулируют инициативу учащихся, способствуют их личностному самоопределению.Педагог высоко оценивает прием усиления аргументации. На мой взгляд, данный прием способствует возможности для учащихся  раскрыть себя, свою позицию.

Дисциплина английский язык занимает обособленную позицию в системе других учебных дисциплин. Иностранный язык является уникальным предметом в том смысле, что при его изучении учащиеся сталкиваются с абсолютно новым языковым и речевым материалом. Школьники, прежде всего, должны заучивать его, что сложно и не всегда интересно, поэтому при изучении английского языка именно высокий уровень педагогического мастерства учителя, его авторитет, личная заинтересованность в успехах детей обуславливают эффективность формирования мотивации к предмету.

В оглавление

 

2. Технология планирования уроков английского языка на основе методического конструктора А. Гина с учетом приёмов повышения учебной мотивации.

2.1. Описание методического конструктора приемов работы на уроке А. Гина

Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен.

Значит в уроке:

принципы должны четко проявляться на каждом этапе;

цели урока должны реализовываться;

структура урока, поурочные отборы и организация материала, средства обучения и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности урока.

Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.

Разработан алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор” на основании разработки методического конструктора урока А. Гина [6]:

    1. обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами;
    2. изучение разных приемов и их комбинаций;
    3. структурирование всех приемов в “Конструкторе”;
    4. тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.

Работа по алгоритму строится следующим образом:

Обозначение основных разделов урока может быть следующим:

Начало урока.

Объяснение нового материала.

Закрепление, тренировка, отработка умений.

Повторение.

Контроль.

Домашнее задание.

Конец урока.

Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. У каждого учителя может быть свой конструктор, А. Гин привел возможную его форму  (Приложение 5). Пользуясь данной таблицей, как универсальной подсказкой, учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: А1, Б2, В5, Д6, Е1, Ж5. Что означает: начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала начинаем с использованием приема “Удивляй”, закрепление идет в виде “Игры в случайность”, на уроке проводится фактологический диктант, задание задается массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание.

Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой. Все приемы легко применимы в условиях современной школы. При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.

Мной был разработан методический конструктор для планирования уроков английского языка.

В оглавление

 

2.2. Методический конструктор урока: система приемов повышения учебной мотивации к предмету английский язык, направленных на развитие навыков и умений основных видов речевой деятельности

На основе анализа данных научной литературы по проблеме учебной мотивации на уроках английского языка [6], [7], [11], [24], [25], [26],  все приемы повышения учебной мотивации распределены мной в 2 системы. Первая система построена на основе четырех видов речевой деятельности, которые могут иметь место на любом этапе урока, а во вторую включен алгоритм  приемов, расположенных по очередности их использования в течение урока (в пределах организационного момента, введения нового материала и т.д.). Рассмотрим первую систему приемов.  Приемы повышения мотивации при обучению чтению имеют в качестве кода букву А и соответственно обозначаются в поурочном планировании уроков так:

А2 - определение смысла слова на основе знания значения его корня и т.д.

 А. Приемы повышения мотивации при обучении чтению

Снятие трудностей

1

соотнесение слова и его перевода

 

2

определение смысла слова на основе знания значения его корня

3

определение существительных, которые могут сочетаться с данными прилагательными / глаголами и др.

4

чтение ряда слов и вычленение тех, которые относятся к теме текста

5

«снежный ком» с целью запоминания лексики по теме текста

6

«мозговой штурм» по теме

7

составление лексико-семантической карты по теме

Этап антиципации

8

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по заголовку

9

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по иллюстрациям

10

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по новой лексике

11

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при просмотре текста

12

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при прочтении вопросов к тексту

13

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при анализе схем и таблиц к тексту

14

использование ассоциаций, связанных с именем автора

Текстовой этап

15

определение главной мысли текста

16

соотнесение слова и его дефиниции

17

написание определения к слову

18

ранжирование предоставляемой в тексте информации по степени значимости

19

ответы на вопросы

20

создание заголовка к абзацу

21

соотнесение заголовка и параграфа

22

задания на множественный выбор

23

восстановление текста

24

поиск конкретной информации в тексте

25

поиск запрашиваемых фонетических / лексических / грамматических явлений

26

определение значения слова по контексту

27

определение оптимального варианта перевода слова / фразы / предложения

28

составление монолога / диалога, текстов разной стилевой принадлежности из разрозненных частей

Послетекстовой этап

29

прогнозирование дальнейшего развития событий

30

обоснование своего мнения относительно главной идеи текста

31

характеристика героев, места действия, элементов сюжета и др.

32

определение тех выражений из предоставленного списка, с которыми бы не согласился автор

33

составление плана, тезисов по тексту

34

пересказ текста от разных лиц, с опорой на план, на ключевые слова

35

написание аннотации, рецензии к тексту

36

создание новой концовки текста, вариантов его названия

37

отбор пословиц, соответствующих тексту

38

написание собственного текста по образцу

39

составление схем, таблиц, анкет по тексту

40

задание «верно / неверно»

 

Б. Приемы повышения мотивации при обучении аудированию

 

Снятие трудностей

1

соотнесение слова и его перевода

2

соотнесение слова и его дефиниции

3

написание определения к слову

4

определение смысла слова на основе знания значения его корня

5

определение существительных, которые могут сочетаться с данными прилагательными / глаголами и др.

6

прослушивание ряда слов и вычленение тех, которые относятся к теме текста

7

«снежный ком» с целью запоминания лексики по теме текста

8

«мозговой штурм» по теме

9

составление лексико-семантической карты по теме

Этап антиципации

10

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по заголовку

11

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по иллюстрациям

12

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по новой лексике

13

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при просмотре текста

14

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при прочтении вопросов к тексту

15

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при анализе схем и таблиц к тексту

16

использование ассоциаций, связанных с именем автора

Текстовой этап

17

определение главной мысли текста

18

ранжирование предоставляемой в тексте информации по степени значимости

19

ответы на вопросы

20

создание заголовка к абзацу

21

соотнесение заголовка и параграфа

22

задания на множественный выбор

23

восстановление текста

24

поиск конкретной информации в тексте

25

поиск запрашиваемых фонетических / лексических / грамматических явлений

26

определение значения слова по контексту

27

определение оптимального варианта перевода слова / фразы / предложения

Послетекстовой этап

28

прогнозирование дальнейшего развития событий

29

обоснование своего мнения относительно главной идеи текста

30

характеристика героев, места действия, элементов сюжета и др.

31

определение тех выражений из предоставленного списка, с которыми бы не согласился автор

32

составление плана, тезисов по тексту

33

пересказ текста от разных лиц, с опорой на план, на ключевые слова

34

написание аннотации, рецензии к тексту

35

создание новой концовки текста, вариантов его названия

36

отбор пословиц, соответствующих тексту

37

написание собственного текста по образцу

38

составление схем, таблиц, анкет по тексту

39

задание «верно / неверно»

 

В. Приемы повышения мотивации при обучении устной речи

 

Монологическая речь

1

высказывание своего мнения по изучаемой теме

2

описание иллюстрации с опорой на ключевые слова, план, тезисы

3

«снежный ком»

4

«сломанный телефон»

5

пересказ текста от лица одного из героев

6

составление рассказа по ключевым словам, иллюстративному материалу

7

устное сообщение, доклад по теме

8

ораторское выступление (критическое, агитационное и т.д.)

9

ролевые игры (см. далее)

10

проведение «аукциона знаний»

Диалогическая речь

11

«Опросник». Каждый учащийся имеет свой вопрос по теме урока, который он должен задать всем присутствующим. Дети ходят по классу и спрашивают друг друга. Далее ответы анализируются и отражаются в устном сообщении.

12

запрос недостающей информации

13

разыгрывание диалога по ролям с использованием жестикуляции, мимики, интонации

14

активизации использования эмоционально-окрашенных выражений взаимодействия и личностно-ориентированных вопросов

Полилогическая речь

15

дискуссия, усиление аргументации, доведение ее до драматизма, конфликта, борьбы мнений

16

пресс-конференция

17

круглый стол

18

постановка спектаклей

19

реализация сказочного сюжета в рамках урока

20

проведение КВН

 

Г. Приемы повышения мотивации при обучении письму и письменной речи

 

Графика и орфография

1

ведение словарей с синонимами, антонимами

2

запись рифмованных слов

3

группировка слов на основе фонемных соответствий

4

вставка пропущенных букв в слова

5

«незаконченное» слово

6

нахождение ошибок в словах, предложениях, тексте

7

соединение разронненых частей слова, фразы, предложения

8

кроссворд

9

загадки

10

цветное лото

11

техника синквейна

12

списывание с дополнительным заданием

13

тренировочный диктант по словам, фразам, предложениям  (материал демонстрируется на слайде, учащиеся запоминают его, далее пишут по памяти или под диктовку учителя, затем слайд показывают вновь и дети проверяют себя сами)

Письменная речь

14

завершение фразы, предложения, текста

15

составление ответов к вопросам

16

составление вопросов к ответам

17

сжатие предложения, текста

18

расширение предложения текста

19

запись плана-конспекта ответа

20

трансформация диалога в монолог и монолога в диалог

21

составление анкеты, автобиографии, резюме, заявления о приеме на работу

22

написание личного или официального письма, поздравительной открытки, рецензии, аннотации, доклада

23

написание эссе, сочинения, записки

В оглавление

 

2.3 Методический конструктор урока: система приемов повышения учебной мотивации к предмету английский язык, реализуемых на каждом этапе урока

Д. Приемы повышения учебной мотивации в рамках начального этапа урока

 

организационный момент

1

определение темы урока учащимися на основе ключевых слов, фраз, речевой ситуации, стихотворения, пословицы

2

«Да-нетка» [А. Гин, 2004]. Учащиеся задают учителю вопросы для определения темы урока, на которые он отвечает «да / нет»

3

организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности

4

Удивляй! Отсроченная отгадка [А. Гин, 2004]. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом

5

Фантастическая добавка [А. Гин, 2004]. Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету и т.д.

«речевая зарядка»

6

Интеллектуальная разминка [А. Гин, 2004]. Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или демонстрируются на экране и ребятам задаются вопросы.

7

в данном случае может быть использован любой прием, соответствующий цели речевой зарядки (проговаривание диалога, фонетическая игра и т.д.

 

Е. Приемы повышения учебной мотивации при введении нового материала

 

учебные приемы, основанные на содержании учебного материала

1

показ новизны содержания

2

обновление и углубление уже усвоенных знаний

3

раскрытие практической и научной значимости знаний и осваиваемых способов деятельности

4

учет межпредметных,  внутрипредметных и  межцикловых  связей

5

прием апперцепции, т.е. связи знаний с интересами учащихся

6

историзм, показ достижений современной науки

приемы семантизации новой лексики

7

определение значения слова через его дефиницию, синонимы, антонимы

8

определение значения слова посредством реализации принципа наглядности (картинки, карточки)

9

определение значения слова посредством контекста

10

определение значения слова посредством языковой догадки

11

определение значения слова при демонстрации жестов, действий

12

разработка семантического поля изучаемой темы

приемы, основанные на структурировании, упорядочивании

излагаемого материала

13

подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения

14

сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров

15

предъявление учащимся готового плана в ходе изложения

16

предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла

17

намек-подсказка, содержащая готовую информацию

приемы, основанные на проблемном характере изложения материала

18

контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения

19

предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов

20

обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений

21

членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты

22

установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения

23

включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы

24

наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней

25

задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем

26

задание с избыточными данными

27

задание учащимся на сущностное описание какого-либо явления без использования инструкций

 

Ж. Игровые приемы учебной работы при отработке, тренировке, повторении, систематизации, обобщении  изучаемого материала

 

Игры на развитие памяти и внимания

1

Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой – либо предмет, затем убрав его, просит кого – либо описать его на английском языке по памяти, называя его цвет и размеры.

2

Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить числительное.

3

Ход игры: учитель называет английское слово, ученики должны придумать слово, начинающееся на последнюю букву предложенного слова.

4

Ход игры: учитель в воздухе “пишет” простые слова. Ученики “читают” и записывают их в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других

5

Ход игры: ученик показывает перед классом какое – либо движение (имитирует танец, ходьбу, написание буквы и т.д.), ученики должны назвать глагол на английском языке, обозначающий это движение

Игры на развитие мышления

6

Ход игры: на доске пишутся несколько слов, нужно назвать лишнее

7

Ход игры: учитель читает несколько раз небольшой связный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки. Затем по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех

8

Ход игры: дается ряд признаков, нужно подобрать какое – либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками.

Данная игра может быть проведена и в обратном порядке (от предмета к признаку)

9

Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить небольшой рассказ

10

Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.

11

Ход игры: учитель задумывает какой – либо предмет (по определенной теме) и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов.

Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентировки

12

Ход игры ученики слушают учителя, объясняющего написание буквы, и стараются изобразить ее в своих тетрадях по образцу.

13

Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на английском языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. Игра ведется на две команды.

14

Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого – нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать его.

15

Ход игры: ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующей букве в верхнем ряду и соединить их линией

16

Ход игры: учитель произносит по-английски слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове звуков (букв) и по хлопку сообщить ответ.

орфографические игры

17

Алфавит

18

Пчелиные соты.  Класс делится на две – три команды. В зависимости от числа команд на доске два или три раза пишется какое – нибудь длинное слово  Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающие с букв, составляющих слово exercise, по вертикали

19

Лестница. Участники игры выстраивают на классной доске «лестницу» из слов. Каждое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего

20

Поменяй букву.  На доске пишутся два слова с одинаковым количеством букв. Задача учеников – превратить кратчайшим путем одно слово в другое, изменяя каждый раз только одну букву

21

Лесенка. Учитель пишет на доске короткое слово. Следующее написанное под ним слово должно быть длиннее на одну букву. При этом в каждом последующем слове разрешается заменять любые буквы, кроме первой

22

Придумай слово.  Выбирается буква, которой отводится точное по счету место в слове. Например, «The letter «i» is the second in the words». Ученики по очереди пишут на доске слова, где буква «i» стоит второй по счету

23

Анаграммы. В игре используются слова, при изменении порядка букв в которых получается новое слово. Играющие получают от учителя карточку с такими словами.

24

Добавь согласны.  Учитель пишет на доске гласные буквы. Добавив недостающие согласные, ученики получают слово. Выигрывает ученик, написавший последнее слово ряда

25

Наборщик.   Учитель пишет на доске слово, например «representative». Учащиеся составляют новые слова из букв данного слова. Слова учащихся записываются на доске. Выигрывает предложивший последнее слово

26

Две первые буквы. Учитель просит учащихся придумать слова, у которых первые две буквы одинаковы с написанным на доске слогом.

грамматические игры

27

«По цепочке. Ученики по цепочке продолжают сказанное предыдущим человеком, тем самым составляя рассказ. Необходимо повторить концовку последнего говорящего и добавить свое

28

«Бременские музыканты». Ход игры: двум командам играющих предлагается серия картинок «Бременские музыканты», на которых изображены герои известной сказки. Играющие находят такие картинки и говорят, в чем  состоят их различия, употребляя предлоги

29

Дворец. Ход игры: командам предлагаются картинки, иллюстрирующие какую – либо сказку, где нарисованы дворец, персонажи, по-разному расположенные относительно дворца и друг друга.

30

Снежный ком Ход игры: участникам игры предлагается, например, такое задание: Расскажите, над какими объектами может пролетать самолет (город, деревня, лес, река и пр. Каждый ученик составляет предложения, повторяя то, что было сказано до него, и добавляя новое слово.

31

Домино Ход игры: участникам игры предлагаются карточки, на которых написаны незаконченные предложения типа «Hamlet» is written by…… или Furniture is made by……, на других карточках – фамилии писателей или названия профессий. Играющие находят окончания своих предложений, соединяя карточки, как это делается при игре в домино

ролевые игры

32

«Обучение Незнайки» (учащийся в роли учителя)

33

«Магазин». На прилавке «магазина» разложены различные предметы одежды, которую можно купить. Учащиеся заходят в «магазин» и покупают то, что им нужно

34

«Разговор по телефону». Игра проводится в группах из трех человек. Каждый ученик получает карточку с ролевым заданием

35

 «Друзья». Задание первому партнеру: вы - барон Мюнхгаузен. Вы всем интересуетесь. Задание второму партнеру: вы- ближайший друг барона. Вы во всем подражаете ему.(упражнение в имитации)

36

«Помогите мне найти». Задание первому партнеру: вы потеряли свою книгу и спрашивайте, где она, используя грамматическую структуру «there is a ..».

Задание второму партнеру: вы даете подсказки

37

«Первый визит в Лондон». Задание первому партнеру: Скажите, чтобы вы хотели увидеть в Лондоне в первую очередь?

Задание второму партнеру: Скажите, что вам хотелось бы посетить в Лондоне нечто другое.

38

«Приглашение на экскурсию». Задание первому партнеру: Вы предлагаете своему другу отправиться на экскурсию.

Задание второму партнеру: Примите приглашение вашего друга

39

«В Москве». Задание первому партнеру: Вы в Москве впервые и не знаете, с чего начать осмотр достопримечательностей столицы. Выразите нерешительность.

Задание второму партнеру: Уточните детали, чтобы дать вашему другу совет.

40

«У кассы». Задание первому партнеру: Вы - пассажир. Попросите в соответствующей кассе нужные Вам билеты.

Задание второму партнеру: Вы - кассир. Выясните у диспетчера, есть ли билеты.

41

«Реклама». Работа проводится в парах. Учитель просит ребят встать в два ряда лицом друг к другу. В одном ряду- работники книжных магазинов, в другом- покупатели.

42

«Читательская конференция» по теме «Библиотека».

Участники конференции задают друг другу вопросы о писателях, книгах, журналах и газетах, обмениваются репликами.

 

З. Приемы развития учебной мотивации при контроле за овладением материала

 

устный опрос

1

Щадящий опрос [А. Гин, 2004] Формула: учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников.

Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель  задает вопрос. На него отвечает первая группа. Затем на этот  же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Учащиеся второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто «+» или «-».

2

Взаимо-опрос [А. Гин, 2004] Формула: ученики опрашивают друг друга по базовым вопросам

3

Опрос по цепочке [А. Гин, 2004] Формула: рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа

4

Тихий опрос [А. Гин, 2004] Формула: беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время  как класс занят другим делом.

письменный опрос

5

индивидуальный контроль

6

групповой контроль

диктант

7

слуховой диктант

8

предупредительный диктант

9

зрительный тренировочный диктант по словам, фразам, предложениям с самопроверкой

10

объяснительный диктант

11

парный диктант с взаимопроверкой

тестирование

12

задания закрытого, запрограммированного типа:

13

задания дополнения

14

свободного изложения

15

задания открытого типа со свободными ответами 

взаимооценка

16

«Светофор» [А. Гин, 2004] При опросе учащиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю.

17

общественная оценка знаний, умений и навыков учащегося в рамках данной темы

 

И. Приемы развития учебной мотивации в рамках завершающего этапа урока

 

разъяснение домашнего задания

1

Совместное обсуждение  домашнего задания [А. Гин, 2004]

2

Три уровня домашнего задания [А. Гин, 2004]

3

Идеальное задание [А. Гин, 2004] Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

подведение итогов урока, рефлексия

4

проведение коллективного обсуждения итогов работы

5

общественная оценка действий каждого учащегося, взаимооценка

6

Идеальный опрос [А. Гин, 2004] Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5» (ученики поднимают руки) на «4», на «3»?

7

Опрос-итог [А. Гин, 2004]

8

«Самооценка»  [А. Гин, 2004] Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, закончив предложения.

В оглавление

 

2.4.  Разработка поурочного планирования по теме «Жизнь в городе и селе. Дикие и домашние животные. Как люди и животные помогают друг другу» в 4 классе на основе методического конструктора

На данную тему отводится 6 учебных часов. Она относится к числу обязательных для изучения и предполагает овладение учащимися лексическим материалом, грамматическим материалом (степени сравнения имен прилагательных). В рамках изучения темы запланировано время на отработку навыков монологической и диалогической речи, письма, чтения и перевода. Изучение темы завершается обобщением и систематизацией материала и  тестовой работой. Использование методического конструктора при планировании (Приложение 6) позволяет фиксировать количество приемов повышения учебной мотивации, варьировать их, избегать повторения или слишком большого количества однотипных приемов. Очевидно, что учет всех этих факторов способствует повышению мотивации к изучению английского языка.

В оглавление

 

Заключение

Итак, мной был рассмотрена проблема мотивации к изучению предмета английский язык и обозначены пути ее решения. Мной была  охарактеризована сущность явления мотивации и учебной мотивации в частности. Были  описаны различные классификации учебных мотивов:

    1. познавательные и социальные;
    2. внешние, т. е. не связанные с деятельностью (сила долга, обязанность, давление других людей, желание получить положительную оценку) и    внутренние, характеризующиеся интересом к содержанию деятельности, самому процессу и его результату (интерес к процессу решения, поиску наиболее рационального способа);
    3. мотивы  достижения успеха и избегания неудачи.

Мной были обозначены приемы развития учебной мотивации в школе. Для этого я изучила классификацию приемов повышения учебной мотивации, разработанную О.С. Гребенюком. Рассмотрела классификации приемов учебной работы в трактовке Е.В. Солововой, Ю.К. Бабанского и др. Учитывая мнение учителя и учащихся, выявила самые эффективные приемы. Можно сделать выводы о том, что наиболее популярны те, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, способствуют их самовыражению, повышению их статуса и обеспечивают новизну, занимательность учебного материала.     В качестве технологии планирования урока мной был рассмотрен методический конструктор А. Гина и на его основе составлены две системы приемов повышения учебной мотивации. Первая система построена на основе четырех видов речевой деятельности, которые могут иметь место на любом этапе урока, а во вторую включен алгоритм  приемов, расположенных по очередности их использования в течение урока (в пределах организационного момента, введения нового материала и т.д.).

На основе разработанного мной методического конструктора была разработано тематическое планирование по теме «Жизнь в городе и селе», 4 класс. Использование методического конструктора при планировании позволяет фиксировать количество приемов повышения учебной мотивации, варьировать их, избегать повторения или слишком большого количества однотипных приемов. Очевидно, что учет всех этих факторов способствует повышению мотивации к изучению английского языка.

В оглавление

 

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 c.
  2. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 1999. – № 3. – C. 30–32.
  3. Богословский В.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1980. – 383 с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1969. – 464 с.
  5. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. – Калининград: Калининградский ун-т, 1995. – 94 с.
  6. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя – 6-е изд., М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.
  7. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Педагогика, 1987. – 189 с.
  8. Дахин А.Н. Познание начинается с удивления // Школьные технологии. – 1999. – №1 – 2. – С. 176–177.
  9. Возрастная и педагогическая психология / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 320 с.
  10. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.
  11. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989. – 168 с.
  12. Егорова Л.М. Нетрадиционные формы урока – один из способов повышения интереса к предмету // ИЯШ. – 1990. – № 6. –  С. 46–48.
  13. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. – 2002. – № 9. – С. 123–130.
  14. Казанская Г.В. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2003. – 323 с.
  15. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1980. – 223 с.
  16. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1980. – 336 с.
  17. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования  // Народное образование. –  2001. – № 8. –  С. 77–89.
  18. Менчинская И.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. –  М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
  19. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – 302 с.
  20. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.
  21. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 1995. – 324 с.
  22. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание личности. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
  23. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1998. – 496 с.
  24. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.
  25. Рогова Г.В. О некоторых путях повышения мотивации изучения  иностранного языка у школьников 4 – 7 классов // ИЯШ. –  1987. – № 6. – С. 37–44.
  26. Скороходова Н. Мотивация к достижению: как управлять ее развитием? // Народное образование. – 2006. – № 4. – С. 193–203.
  27. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2003. – 239 с.
  28. Ушанова З.И. Активные формы обучения на уроках английского языка // ИЯШ. –  1988. – № 1. – С. 40–42.
  29. Шакуров Р.Х. Самолюбие детей. – М.: Просвещение,  1969. – 193 с.

В оглавление

 

Приложения

Приложение 1   

История и преемственность в развитии психологических теорий мотивации

 

древнее                   17 – 18 вв.                      середина                         конец                              начало                   середина

деление                                                                19 в.                             19 в.                             20 в.                            20 в.

Приложение 2

Классификация приемов повышения учебной мотивации О.С. Гребенюка

 

Учебное средство или учебный метод, используемый для реализации приема

Учебные приемы

1. Содержание учебного материала

  • показ новизны содержания;
  • обновление и углубление уже усвоенных знаний;
  • раскрытие практической и научной значимости знаний и осваиваемых способов деятельности;
  • межпредметные,  внутрипредметные и  межцикловые  связи;
  • занимательность изучаемого материала;
  • историзм, показ достижений современной науки

2. Интерактивные методы и методы проблемного обучения

 

  • разъяснение целей деятельности;
  • организация работы с источниками;
  • использование занимательных и игровых форм занятий;
  • усиление аргументации, доведение ее до драматизма, конфликта, борьбы мнений

 3. Наглядные, технические и дидактические средства обучения

  • применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач;
  • использование компьютерных учебных пособий;
  • постановка заданий к наглядной информации;
  • повторная подача информации в виде опорных сигналов;
  • управление самостоятельной работой учащихся

4. Педагогическое общение учителя и учащихся,  общение учащихся между собой

  • оценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение);
  • поощрение (похвала, подбадривание);
  • создание ситуации успеха;
  • оказание учителем  своевременной помощи;
  • стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний

5. Внутриколлективные отношения в классе

  • организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности;
  • проведение коллективного обсуждения итогов работы;
  • использование заданий по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся;
  • применение сочетания различных форм совместной работы;
  • общественная оценка действий учащихся

  

Приложение 3

Рейтинг приемов повышения учебной мотивации на основе ответов учащихся

 

 

Рейтинг

приема

 

Название приема

Количество респондентов, присудивших приему высший балл (чел.)

 

%

1

сравнительный анализ культуры родной страны и стран изучаемого языка; предъявление информации с использованием современных ТСО

14

61

2

использование учителем игровых форм заданий; коллективная работа на уроке

13

57

3

оказание помощи учителем

12

52

4

поддержка инициативы, желаний школьника учителем; связь учебного материала с жизненным опытом школьников; проведение конкурсов на уроке

11

49

5

разъяснение учителем целей деятельности; беседа, дискуссия

10

44

 

6

занимательность изучаемого предмета; работа с учебниками, книгами, журналами на английском языке; коллективное обсуждение итогов работы

9

39

7

связь предмета английский язык с другими дисциплинами; поощрение учителем

8

35

8

разъяснение учителем практической и научной значимости учебного материала; оценочные обращения учителя

7

30

9

оценка действий и работы учащегося целым классом

6

26

10

применение карточек с образцами заданий

5

22

11

задания по взаимоконтролю учащихся

4

17

 

Приложение 4

Рейтинг приемов повышения учебной мотивации на основе ответов учителя

 

Рейтинг

Название приемов

Количество баллов

1

Занимательность изучаемого материала;

сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей родной страны и стран изучаемого языка;

игровой прием;

усиление аргументации, доведение ее до драматизма, конфликта, борьбы мнений;

деловая игра;

использование компьютерных учебных пособий, ТСО;

приемы управления вниманием учащихся на уроке;

поощрение учителя;

создание ситуации успеха;

использование нетрадиционных форм проведения уроков;

использование ситуаций, стимулирующих к высказыванию;   

3,0

2

создание проблемных ситуаций, в т. ч. использование «приема инцидента»;

постановка проблемных вопросов;

2,5

3

профессиональная направленность содержания;

прием «мозгового штурма»;

поддержка начинаний учащихся педагогом;

прием апперцепции;

2,0

4

прием синектики;

оценочные обращения учителя;

оказание учителем своевременной помощи;

организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности;

проведение коллективного обсуждения итогов работы;

применение сочетания различных форм совместной работы;

1,5

5

показ новизны содержания;

обновление и углубление уже усвоенных знаний;

межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи;

историзм, показ достижений современной науки;

разъяснение целей деятельности;

организация работы с первоисточниками;

применение заданий на производственной основе;

применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач;

постановка заданий к наглядным средствам обучения;

повторная подача информации в виде опорных сигналов;

управление самостоятельной работой учащихся;

использование заданий по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся;

общественная оценка действий учащихся.

1,0

 

Приложение 5

Методический конструктор урока А. Гина

 

Основные функци-ональные блоки

 

Разделы урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

12

 

13

14

А.Начало урока

Интеллек-туальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам)

«Да-нетка»

Удивляй! Отсрочен-ная отгадка

Фантасти-ческая добавка

«Светофор»

Щадящий опрос

Идеальный опрос

Взаимо-опрос

УМШ (фронта-льно, со всем классом)

Игра в слу-чайность

Пресс-конферен-ция

Тестовый контроль

Индивиду-альный опрос

Графи-ческий диктант

Б. Объяснение нового материала

Привлека-тельная цель

Удивляй!

Фантасти-ческая добавка

Практич-ность теории.

Пресс-конферен-ция

Вопрос к тексту

Лови ошибку!

Доклад

Деловая игра «точка зрения»

Деловая игра «Нил»

Проблем-ный диалог

 

 

 

В. Закрепление, тренировка, отработка материала

Лови ошибку!

Пресс-конферен-ция

УМШ

Игра-тренинг

Игра в случай-ность

«Да-нетка»

Деловая игра «Компетентность»

Деловая игра «Точка зрения»

Деловая игра «Нил»

Тренировочная контро-льная работа

Тренировочная контро-льная работа

Устный програм-мируемый опрос

Щадящий опрос

 

Г. Повторение

Своя опора

Повторяем с контро-лем!

Повторяем с рас-ширением

Свои примеры

Опрос-итог

Обсуждаем д\з

Деловая игра «Компенетность»

Деловая игра «Точка зрения»

Деловая игра «Нил»

Игра в слу-чайность

Показательный ответ

 

 

 

Д.Контроль

«Светофор»

Опрос по цепочке

Тихий опрос

Програм-мируемый опрос

Идеальный опрос

Фактологи-ческий диктант

Блиц-контро-льная

Выбороч-ный контроль

Обычная контро-льная работа

Обычная контро-льная работа

 

 

 

 

Е. Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Необычная обычность

Особое задание

Идеальное задание

Творчество работает на будущее

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж. Конец урока

Опрос-итог

Отсрочен-ная отгадка

Роль «психолог»

Роль «подводя-щий итоги»

Обсуждаем д\з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Поурочное планирование по теме «Жизнь в городе и селе» в 4 классе

 

Раздел

Часы

№ урока

Дата

Тема урока

Примечания

(реализация государственного  стандарта начального общего образования

по иностранному языку 2004 г. и авторской программы М.З. Биболетовой по

английскому языку 2010 г.)

Рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности

Языковые знания и навыки

(графика и орфография, фонетический, лексический и грамматический аспекты языка)

Формирование

социокультурной, компенсаторной,

учебно-познавательной компетенций

2. Жизнь в городе и селе. Дикие и домашние животные. Как люди и животные помогают друг другу

6

10

Введение лексики по теме «Жизнь в городе и селе»

Д1, Д3, Д4, В1, В2, Е2, Е3, Е5, Е8, З9, И6, И8

обучение технике чтения вслух;

умение соотносить графический образ слова с его звуковым образом; умение списывать слова и словосочетания, умение понимать речь с опорой на наглядность

Формирование звукобуквенных соответствий (адекватное произношение и различение на слух звуков, долгота и краткость, звонкость и глухость, словесное и фразовое ударение)

 

Умение группировать лексические единицы по тематическому признаку и частям речи

 

11

Образование степеней сравнения имен прилагательных. Практика в диалогической речи по теме «Жизнь в городе и селе»

Д3, Д4, Д6, Е15, Ж4, З11, И1, И4, И8

-умение вести диалог побудительного характера:

обращаться с просьбой

соглашаться или отказываться выполнять просьбу

предлагать сделать что-либо вместе, соглашаться или не соглашаться на предложение партнера

 

Образование степеней сравнения имен прилагательных

Знакомство и интернациональной лексикой

Умение пользоваться англо-руским словарем с транскрипцией

Умение пользоваться справочным материалом, представленным в УМК

Умение комплексно использовать разные компоненты УМК

12

Отработка умения образования степеней сравнения. Практическая работа по теме «Жизнь в городе и селе»

Д3, Д5, Г4, Г6, Г8, Е16, Ж6, З7, И2, И8

- умение списывать текст и выписывать из него слов, словосочетания, простые предложения

- умение восстанавливать слово, предложение, текст

- умение писать простые предложения по образцу

Образование степеней сравнения имен прилагательных

Умение пользоваться планом при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени

 

13

Развитие умений перевода и монологической речи с использованием языкового материала по теме «Как люди и животные помогают друг другу»

Д3, Д4, Д6, В6,  Ж11, И1, И8

 - умение передавать содержание текста с опорой на иллюстрацию ключевые слова, план

- умение воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки

 

 

Образование степеней сравнения имен прилагательных

Артикли

Умение группировать лексические единицы по тематическому признаку и частям речи

 Умение применять изученные грамматические правила в процессе устного общения

14

Развитие умений письма и аудирования с извлечением детальной информации на материале текстов о животных и людях

Д3, Е 21, Е25, Б6, Б11, Б24, Ж13, З4, И2

- умение понимать полностью небольшие сообщения, построенные на знакомом учащимся языковом материале

- умение понимать с опорой на наглядность и языковую догадку основное содержание несложных сказок, детских рассказов, соответствующих возрасту и интересам младших школьников

Словообразование: словосложение и аффиксация

 Количественные и порядковые числительные

Умение воспроизводить наизусть небольшие простые изученные произведения детского фольклора (стихи, песни) на английском языке

 

15

Обобщение и систематизация языкового и речевого материала по теме «Жизнь в городе и селе. Дикие и домашние животные. Как люди и животные помогают друг другу»

Д3, Д4, Ж7Ю, Ж18,32, 312, З1, И3

Практика в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности

 

Активизация изученного языкового материала

Словообразование: словосложение и аффиксация

Умение сравнивать языковые явления родного и английского языков (звуки, буквы, буквосочетания и т. д.) и проводить их краткий анализ

Умение действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений и при составлении собственных высказываний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Работа учащихся на уроках

 

 

 

 

 

В оглавление