Трухлова Юлия Ефимовна,

педагог-психолог ДОУ № 22
 

«Формирование мотивационной готовности к школьному обучению посредством исследовательской деятельности»

Вернуться к списку участников конкурса

Содержание

Введение

1. Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению

1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к школьному обучению»

1.2. Понятие мотивационной готовности

1.3. Значение исследовательской  деятельности для формирования готовности к школе

2. Организация опытно-практической работы по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению

Заключение

Список литературы

Введение

Мотивационная готовность к школе является одним из важных аспектов образования в рамках психологической готовности детей к школе. Ее развитие необходимо для успешной учебной деятельности ребенка, скорейшей адаптации к новым социальным и жизненным условиям, для безболезненного вхождения в новую систему отношений, для развития потребности в достижении успехов, сформированности иерархии мотивов, получения информации об окружающем мире.

Современный этап развития общества, концепция современного образования, провозглашенная в Национальной инициативе «Наша новая школа», обуславливает внесение корректив в систему подготовки подрастающего поколения к жизни. «Теперь же  в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения...» В современных условиях важное место занимает учёт интересов не только государства, но и интересы личности. Становление и развитие личностных качеств чрезвычайно важный процесс. В нём основополагающее значение имеет психологическая подготовка ребенка к началу учебной деятельности и успешному овладению им в дальнейшем академическими знаниями.

На сегодня проблема психологической готовности к школе рассматривается психологами, педагогами, физиологами, которые в ходе исследований отмечают, что поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для родителей. «Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки», – отмечает Н.И. Гуткина.

Результаты психолого-педагогических исследований (Л.И. Божович, А.А.Люблинская Э.А. Лиштованная) показывают, что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется. Однако все чаще педагоги-практики (Н.К. Абраменко, Л.И. Божович, К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью ученика.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что они далеко не всегда всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе; поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями. Безусловно, причин тому может быть много. Одна из них, нам видится в отсутствии или несвоевременной психологической помощи, которая основывается на выявлении и формировании мотивации к обучению.

Наш интерес к указанной проблеме объясняется тем, что уже в начальной степени обучения и воспитания у детей формируются не только базовые академические знания, но и протекает интенсивное личностное развитие: ребенок учится учиться, в результате чего у него создается стойкое отношение не только к обучению, но и к самому себе.

Однако в ходе нашего наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в МОУ центре развития ребёнка – детском саду № 22 города Рыбинска  выявлено, что встречается низкая мотивация, отрицательная оценка эмоционального отношения к поступлению, будущему обучению в школе, а также не у всех детей сформирована «внутренняя позиция школьника». Отсюда вытекает вопрос: каким же образом можно сформировать все выше названные позиции детей? Какими методиками можно воспользоваться для определения мотивационной готовности детей к школе? Как обеспечить формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению средствами современных развивающих технологий?

Актуальность проблемы, попытка разработки намеченных вопросов и стремление определить пути их разрешения обусловили выбор темы методической разработки.

Исходя из этого психологической службой детского сада № 22, была поставлена цель: поиск новых форм и средств организации деятельности, способствующих формированию мотивационной готовности к школьному обучению у старших дошкольников с учетом образовательных задач этого возрастного периода.

Определены следующие задачи:

Методологическую и теоретическую основу работы составляют:

Практическая значимость работы определяется тем, что на основе полученных результатов можно разработать программу для детей, имеющих низкую мотивацию, несформированную «внутреннюю позицию школьника» и негативное эмоциональное отношение к школе. Представленный проект в форме технологических карт  раскрывает новую ступень организации исследовательской деятельности дошкольников.

В оглавление

1. Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению

1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к школьному обучению»

Единого определения понятия «готовность к школе» в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, «многопластовости» самой его сути.

А.Анастази определяет понятие школьной готовности как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня (развития) усвоения школьной программы поведенческими характеристиками»[1, т.2, с.6].

По нашему мнению, более удачное и точное определение дает И. Шванцара. Он указывает, что школьная зрелость - достижение определенного уровня развития, когда ребенок «становится способным» обучаться в школе. И. Шванцара также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный, эмоциональный и социальный.

Л..И.Божович отмечала, что готовность к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника [2, с.6].

А.И.Запорожец придерживается аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий [14, с.78].

Л.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью» [6, с.10].

Исследования Лисиной М.И., Капгелия Г.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как коммуникативная готовность к школьному обучению [7, с.121].

Данные психологических и педагогических исследований показывают, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием [13, с.89].

В оглавление

1.2. Понятие мотивационной готовности

Особый интерес в свете проблемы психологической готовности к школе представляет мотивация детей старшего дошкольного возраста. Мотивационная (личностная) готовность к школе может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация, то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. [8, с.56].

Е. О Смирнова установила, что положительное значение для обучения имеет наличие у ребенка личностных форм общения с взрослым, не зависящих от конкретных ситуаций. В целом можно сказать, что, если наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы, коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения с взрослыми.

По мнению Л.И. Божович, дети в шести-семи летнем возрасте «стремятся, прежде всего, к учению, как к новой серьезной и содержательной деятельности, и к школе именно потому, что со школой связано учение»[2, с 189].

Возвращаясь к проблеме личностной готовности к школе, остановимся на понятии «внутренняя позиция школьника», введенным Л.И. Божович. «Личностная готовность ребенка к школьному обучению (выражающаяся в отношении ребенка к школе и учению, к учителю и к себе лично) предполагает известный уровень развития социальных мотивов поведения и деятельности ребенка и ту их специфическую структуру, которая определяет внутреннюю позицию школьника».[2, с.217] Как отмечает Н.И. Гуткина, наличие у ребенка внутренней позиции школьника может считаться одним из критериев готовности к школьному обучению[5, с.64] При этом важным является содержание социальных мотивов ребенка. По мнению Л.И. Божович, стремление к школе только ради внешних атрибутов свидетельствует о неготовности ребенка к обучению в школе.

Подводя итог исследований мотивации детей дошкольного возраста, Л.И. Божович в работе «Личность и ее формирование в детском возрасте» пишет: «...можно считать установленным, что в дошкольном возрасте формируются качественно новые особенности мотивационной сферы ребенка, выражающиеся, во-первых, в появлении новых по своему строению опосредствованных мотивов, во-вторых, в возникновении в мотивационной сфере ребенка иерархии мотивов, основанной на этих опосредствованных мотивах»[2, с.227].

Таким образом, в работах Л.И. Божович затронуты различные аспекты готовности к школьному обучению. Ее концепция развития мотивационной сферы ребенка в дошкольном возрасте может служить основой для исследований в области социальной (личностной) готовности к школе. При этом остается актуальным вопрос о взаимосвязи и взаимодействии интеллектуального и мотивационного аспектов готовности к школе.

На основании анализа существующих исследований Л.И.Божович определяет мотив как особый род побудителей человеческого поведения. В качестве мотива, по ее убеждению, может выступать все то, в чем нашла свое воплощение потребность. «Потребность - первопричина деятельности, - указывает в своей работе Л.П.Кичатинов, - как биосоциальная необходимость потребность выступает интегральной характеристикой деятельности с позиции ее значимости для субъекта и общества» [11, с. 24]. Л.П. Кичатинов выделяет три группы потребностей, особо актуальных к концу дошкольного возраста: ценностно-ориентационные, интеллектуальные и коммуникативные.

В связи с данными потребностями исследователи выделяют шесть основных мотивов, достигающих максимального развития к концу дошкольного возраста:

Таким образом, актуальность методической разработки обусловлена обстоятельствами, к числу которых можно отнести:

  1. Развитие мотивации ребенка-дошкольника требует дальнейшего усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.

  2. В организации работы по данному направлению необходимо учитывать потребность ребенка в саморазвитии, опираться  на его поисковое поведение. Инструментом саморазвития и самопознания детей старшего дошкольного может стать технология проектирования, которая  делает детей активными участниками образовательного процесса.

  3. В помощь педагогам необходимо предоставить необходимый инструментарий для отслеживания результативности деятельности и организации исследовательской деятельности.

В оглавление

1.3. Значение исследовательской  деятельности для формирования готовности к школе

Исследования показывают, что к шести-семи годам ребенок достигает определенного уровня зрелости, у него складывается о себе представления как о члене общества («я в глазах постороннего взрослого»), осознание социальной значимости своих индивидуальных качеств и социального положения [4, с.129].

В детском исследовании формируется мотив «стать взрослым и реально осуществлять его функции». Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением детьми творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Роль исследования в становлении иерархии мотивов, произвольности как предпосылки становления учебной деятельности, в процессе децентрации невозможно переоценить.

В исследовании наблюдается такая линия в развитии ребенка как переход от эгоцентрации к децентрации. В.А.Недоспасова отмечает, что дети способны к обучению лишь, когда предметом их мысли станет мысль другого человека, что и происходит при децентрации [8, с.62].

Исследования на школьную тематику способствуют тому, что в сознании ребенка представление о школе приобретает черты искомого образа жизни,  значит, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом, и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, то есть принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Исходя из этого, мы посчитали логичным, использование исследовательской деятельности как средства формирования мотивационной готовности  у дошкольников.

В оглавление

2. Организация опытно-практической работы по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению

Личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к положению школьника, а также в способности сознательно управлять своим поведением. Высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

Учитывая условия, влияющие на формирование самооценки и представлений ребенка о себе в школе, нами был разработан проект «Скоро в школу», где мы постарались обеспечить развитие мотивационной готовности  ребенка к школе.

Формирование положительного отношения к школе и образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста нашего дошкольного учреждения стало наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

  1. Включения в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта «Скоро в школу».

  2. Создания предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.

  3. Понимания педагогами значимости проблемы и проявления их творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.

  4. Педагогического просвещения родителей по вопросам готовности к школьному обучению.

  5. Осуществления связи центра развития ребенка - детского сада  № 22 со школами № 19 школой № 32 в вопросах преемственности.

В процессе нашей работы был определен алгоритм последовательных этапов:

Первый этап был направлен на реализацию следующих задач:

Для решения задач мы структурировали  комплексы методик:

Анализ результатов позволил нам условно выделить уровни сформированности положительного отношения к школе:

На основе результатов диагностики детям был предложен проект «Скоро в школу». Целью данного проекта стало формирование у детей школьной мотивации через систему знаний и представлений, овладение практическими навыками.

В ходе реализации проекта решались следующие образовательные, воспитательные и развивающие  задачи:

  1. Расширять представления дошкольников о школе.

  2. Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.

  3. Развивать способности к исследовательской деятельности, познавательную активность и интерес.

  4. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

  5.  Воспитывать у детей осознанное отношение к школе и позиции ученика.

Целью третьего этапа было формирование положительного отношения к школе. Этот этап представлял собой систему разнообразных форм и методов работы в рамках проекта «Скоро в школу», направленного  на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и педагогов детского сада. Структура проекта предполагает проведение ряда исследований по данному направлению в самостоятельной, совместной и учебной деятельности.

Исходя из поставленных проблемных вопросов, были сформулированы и обозначены темы детских исследований:

 

 

Исследовательская деятельность требует четкой структурированности и последовательности, специальной подготовки педагога и познавательной активности детей, поэтому нами были разработаны технологические карты исследований, где прослеживается логика конкретных шагов по решению проблемы, возможные способы решения, источники получения знаний для детей, педагогов и родителей.

При построении технологических карт мы опирались на концептуальные основы программы «Маленький исследователь», разработанной авторским коллективом под руководством Л.А. Венгера [18, с.34], методические рекомендации А.И. Савенкова по обучению дошкольников навыкам исследовательского поиска [16, с.94]..

Технологические карты исследований построены на игровой основе и предполагают использование специального оборудования: «исследовательской пирамиды» и карточек с символическими изображениями методов исследования: подумать; задать себе вопрос; спросить специалиста; провести эксперимент; понаблюдать; посмотреть в книгах; посмотреть в Интернете. 

Остановимся подробно на организации детских исследований.

Каждый проект начинается с подготовительного этапа. Очень важным фактором в это время является мотивационная составляющая. Зачем я это буду делать? Что я узнаю? Мне это интересно? Для чего мне это? Детям была предложена ситуация – приход в детский сад почтальона Печкина, который принес письмо от бывших выпускников детского сада. Ребята рассказывали о том, как интересно им живется в школе, но иногда  приходится трудно.  В письме было сказано, что первоклассники вскоре придут в гости в детский сад, а ребята должны к ней подготовиться.

В ходе  организационного этапа подготовили материально-техническое обеспечение исследований, подобрали необходимый дидактический материал, определили методы и приемы работы. На данном этапе были разработаны технологические карты для каждого исследования, которые позволили грамотно выстроить структуру детского исследования (приложение 6). 

В ходе исследования «Школа – мой новый дом» дети задали вопрос, что такое школа и в чем её отличие от детского сада. Особенно эта проблема интересовала тех дошкольников, кому жаль расставаться с «родным домом» и они настороженно относятся к переходу на новую ступень. Здесь педагогу важно было показать привлекательную сторону школы, найти общие черты, заинтересовать детей. Для организации цикла познавательных занятий  педагогом-психологом создана электронная книга «Какие бывают школы?», где наряду с  современными школами города, рассказывается о жизни детей в сельской школе, международном лицее и т.д.. В помощь музыкальному руководителю подобран диск  музыкальных произведений, песен «О школе». Дети подготовительной группы всегда традиционно посещали близлежащие школы, но обычно это были праздники, или открытые уроки первоклассников. Задавая детям вопросы о том, что им хочется узнать выяснилось, что им интересно, когда и где появилась первая школа на Руси, какие предметы ждут их в школе, есть ли для этого отдельные помещения как в детском саду, спят ли дети в школе, где и что едят школьники,  как занимаются спортом, где гуляют, приезжает ли к ним кукольный театр и как проходят праздники. На все эти вопросы дети вместе с педагогами и искали ответы. В процессе исследования к детскому вопросу, какие бывают школы и в чем их отличие от детского сада, добавился взрослый – как правильно выбрать школу? Педагогом- психологом был организован дискуссионный клуб «Новая школа», где в процессе диалогового общения родители могли услышать от учителей начальных классов,  завучей начальной школы: в чем отличие одной системы от другой, а педагог-психолог дал краткую характеристику детей, способных обучаться по той или иной программе. Родители смогли сравнить учебники, рабочие тетради, познакомиться с педагогами. В последующем семье было предложено обратиться за индивидуальной консультацией (по результатам  первого этапа диагностики готовности к школе).

В конце исследования дошкольники имели широкое представление о школьной жизни и её особенностях. Интересно отметить, что даже само слово «школа» зазвучало для детей по-новому. Если вначале исследования дети говорили, что оно твердое, строгое, то в конце характеризовали, как мягкое, шелестящее, спокойное. Итогом деятельности стали детские рисунки «Моя школа». В результате исследования «Школа – мой новый дом», у детей возникли два  следующих проблемных вопроса  -  Что общего и  разного в профессии учителя и воспитателя? Каким должен быть ученик? Дети разделились на две группы и решили впоследствии обменяться полученными знаниями друг с другом.

Исследование «До свидания и здравствуйте» потребовало много усилий от педагога и учителей начальных классов. Дети задавали подчас очень необычные вопросы: Почему воспитатель не идет вместе с ними в школу? Будет ли учитель их любить и обнимать? Жалуется ли учитель родителям, если дети сделают что-то не так?  Почему в классе не так красиво, как в группе? Есть ли время для игр, и будет ли учитель играть с ребятами? Почему нельзя всей группой перейти от одного воспитателя к другому? Кто будет с ними петь, рисовать и заниматься физкультурой? Поэтому очень важно было найти баланс и точки  соприкосновения учителя и воспитателя.  Решению данных задач способствовало исследование «Диалогом друзей и партнеров». Следует отметить, что вначале дети с трудом шли на контакт с учителями, поэтому педагогом-психологом использовался метод «заочного интервью». В роли корреспондента выступала Юлия Ефимовна, а дети задавали свои вопросы, которые фиксировались на камеру. Дошкольники получили опыт видеообщения, посмотрели на себя со стороны. Затем мы передали этот видеофильм учителям начальных классов. Мы посчитали, что очную встречу лучше провести в привычной для детей обстановке, в группе. Чтобы снять лишнюю тревожность организовали чаепитие. Приятным сюрпризом и находкой учителя стал его приход с учениками. Дети говорили о своей учительнице, описывали её характер и т.д. в конце встречи была предложена викторина «Найди общее и различное». Дети старались отметить не только внешнее сходство, но и внутреннее. Отмечали черты характера, которые им нравятся и не нравятся в педагогах. Дети постарались порадовать будущую учительницу и подготовили к её приходу много стихов (приложение 11). Итогом деятельности в исследовании стал коллаж «Наши педагоги», который дети подарили своей будущей учительнице и коллективная аппликация «Спасибо детский сад!»

Гипотеза исследования «Я хочу стать учеником!», которую выдвинули дети подготовительной группы,   звучала так: «Мы думаем, что для того чтобы стать хорошим учеником нужно уметь читать, писать и считать». Символы, предложенные педагогом в процессе разработки технологической карты, подсказали ребятам, где и как они могут найти ответы на свои вопросы. Поисковая деятельность одних была направлена на подтверждение гипотезы, других детей на её опровержение (целью этого было последующее обсуждение и анализ полученных результатов). Дети встречались с выпускниками, учителями, задавали вопросы специалистам детского сада и воспитателям. В этом исследовании активно использовались ИКТ технологии. Детям было предложено дома вместе с родителями найти в Интернете информацию по данной проблеме (для взрослых и детей). Для облегчения поиска педагогом-психологом были даны ссылки на необходимые сайты. Впоследствии дети с интересом рассказывали о том, что они узнали и показывали презентации «Первоклассник», «Скоро в школу», «1 сентября». Использование презентаций помогает детям проявить свои актерские способности, развивает навыки публичных выступлений. Родители, являясь равноправными участниками нашего проекта, тоже открыли для себя много нового. В ходе исследования они осознали важность психологической готовности ребенка к переходу на качественно новую ступень детского возраста. Ранее их предпочтения сводились к необходимости обретения детьми учебных умений и навыков (об этом говорят результаты анкетирования). Формированию мотивационной готовности они не предавали значения.

Консультации «Как общаться с ребенком?», «Как слушать ребенка?», «Как помочь ребенку стать учеником», родительское собрание «Что нас ждет впереди?» с использованием мультимедиа позволили выстроить целостный образ будущего первоклассника  и подвели родителей к пониманию важности своей роли в помощи успешной адаптации ребенка. В ходе игрового занятия «Скоро в школу» наряду с дидактическими играми «Собери портфель», «Четвертый лишний» использовалась электронная книга, подготовленная детьми и педагогом-психологом «Правила в школе» (впоследствии она использовалась и в исследовании «Ученики во все времена»). Итогом исследования стало заседание «Клуба знатоков», где присутствовали и педагоги, и родители, и дети, представляющие разные стороны и мнения. В ходе дискуссии гипотеза, выдвинутая вначале исследования, была опровергнута.

Исследование «Ученики во все времена» было направлено на расширение знаний дошкольников о традициях учения в России и в других странах.   Важным нам представляется и связующая нить родитель (ученик вчера)- ребенок (ученик сегодня). Детям интересно узнать чему и как учили в школах в старину, как выглядели ученики в прошлом в разных странах. Какие предметы нравились их родителям и что они помнят из своей школьной жизни? Детьми, совместно с воспитателями был составлен альбом «Наши родители в школьные годы». Интересно прошла экскурсия в музей школы № 32, где сохранились все атрибуты жизни советского школьника. Очень важно, чтобы дети не только услышали, но и смогли прикоснуться к «вещам прошлого». В этом исследовании большое место отводилось нравственному воспитанию будущего школьника. Итогом исследования стало развлечение «Рыцарский турнир», где дети продемонстрировали знания школьного этикета, рассказали, как обучали рыцарей и что должны были уметь дамы в средние века, а ребята другой подготовительной группы делились знаниями о джентльменах и леди.

Разглядывая школьную форму прошлых лет, дети задались вопросом, а как ещё могли выглядеть ученики в разные времена, и как они будут выглядеть в будущем. Дети сделали эскизы своих нарядов, а родители претворили их планы в жизнь.

Реализация проекта «Скоро в школу» демонстрирует новый подход к организации деятельности по формированию мотивационной готовности к школьному обучению. Основной акцент в исследованиях делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача педагога сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Если проанализировать данные по отдельным компонентам психологической готовности к школе, то получается следующая картина. Результаты диагностического обследования с помощью стандартизированного комплекса психодиагностических методик позволили выявить, что у детей после реализации проекта «Скоро в школу» доминируют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, наблюдается перераспределение сфер проявлений интересов детей. Дети проявляют интерес к интеллектуальной и академической сферам.  Демонстрируют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления, способность выявлять существенные закономерности в явлениях, высокий уровень эрудиции, начитанности, способности привлекать для решения жизненных задач факты из различных областей знания. Отмечается положительная мотивационная установка.

В оглавление

Заключение

Интегрированный подход в ходе осуществления исследований показал, что только полноценное развитие всех компонентов психологической готовности к школе гарантирует успех в обучении. Недоразвитие любой сферы - мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой - может привести к специфическим трудностям и общему неуспеху.

Реализация проекта «Скоро в школу» позволяет сделать вывод, что использование исследовательской деятельности, способствует становлению психологической готовности дошкольников к школьному обучению, раскрытию индивидуальных способностей и склонностей ребенка, повышению их самооценки и формированию положительного образа «Я». Ребенок получает возможность реализовать свои потенциальные способности и задатки, развить лидерские качества.

В настоящее время в детских садах недостаточен практический опыт использования проектной деятельности, поэтому мы демонстрируем возможные варианты построения исследований с дошкольниками. Использование технологических карт раскрывает подходы к организации исследований, критерии оценки эффективности деятельности. Технологические карты содержат полный пакет методических и дидактических материалов с удобным интерфейсом, позволяющим по гиперссылке найти необходимый материал.

Представленные материалы проекта способствуют активизации деятельности детского сада по социально-личностному развитию и демонстрируют возможности использования информационно-коммуникационных технологий в практике работы с дошкольниками.

Учебно-методические материалы проекта «Скоро в школу», электронные книги, презентации могут быть использованы воспитателем, педагогом-психологом при проведении занятий, организации совместной деятельности по разделу «Ребёнок входит в мир социальных отношений» в рамках программы «Детство». Выступить в качестве отдельного цикла занятий по формированию мотивационной готовности к школе по другим образовательным программам. Педагоги смогут апробировать нетрадиционную форму проведения занятий с использований интерактивных методов обучения, включением информационных технологий.

Общий эффект деятельности – обогащение содержания образования по всем направлениям деятельности детского сада, четкое понимание педагогами концептуальных основ исследовательской деятельности, ее особенностей на каждом возрастном этапе, сформированный диагностический инструментарий.

Анализ результатов образовательной деятельности с детьми позволяют  рекомендовать данный проект для внедрения в другие дошкольные учреждения.

В оглавление

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания //Избр. психологические труды. М. 1980. Т.2.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. - 1995. - №8.
  4. Выготский Л. С. Воспитание дошкольника. Собр. сочинений. Т. 4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - С. 5 - 242.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. [1]
  6. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагополучных вариантов". Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгер, К.Н.Политова, Е.Ю.Сушкова, М.1992
  7. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987.
  8. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С.20-24.
  9. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте//Проблемы развития психики. М., 1959.
  10. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев. 1983.
  11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение. 1990. С. 100 - 151.
  12. Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность. Евразия СПб. 1999.
  13. Мухина В. С. Детская психология. М., 1999.
  14. Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1968.
  15. Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов//Респ. межвед. науч. сб. Психология. Мн., 1988. Вып. 8.
  16. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании// http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_1xitfn.html
  17. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.  СПб., 2004.
  18. Савенков А.И.  Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.

В оглавление