Пологлазкова Ирина Викторовна,

инструктор по физической культуре           ДОУ № 86

«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста: традиции и новации»

Вернуться к списку участников конкурса

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование формирования правильной осанки в дошкольном учреждении


2. Организация и методы исследования рассматриваемой проблемы в дошкольном учреждении

2.1. Востребованность темы в детском саду

2.2. Осанка по программе Васильевой

2.3. Цель и задачи

2.4. Формы, средства и методы формирования правильной осанки у дошкольников

2.5. Стретчинг – как средство формирования осанки

2.6. Возрастные особенности при занятии стретчингом

2.7. Работа со всеми субъектами образовательного процесса

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

… Физическое воспитание –

это то, что обеспечивает здоровье

и доставляет радость.

Крэттен

В своем интервью Первому каналу Д.А.Медведев отметил: «Дело в том, что за последнее время было сделано достаточно много разных вещей, которые направлены на развитие физкультуры, спорта, для того чтобы создать нормальные условия для отдыха миллионов наших граждан. Но, если говорить предельно откровенно, сделано пока ещё совсем недостаточно. В нашей стране, вы знаете, в 2014 году будет проводиться зимняя Олимпиада. Сейчас по полной программе, что называется, идёт подготовка к ней: строятся новые объекты, вводятся новые спортивные площадки, дворцы… Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения». 

Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.

«Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора»- сказал на правительственном форуме П.А.Рожков.

Для современного государства главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

Глава Муниципального округа г. Рыбинск Ю.А. Ласточкин в одном из своих интервью Телеканалу «Рыбинск – 40» заявил, что: «2010 год – город станет чистым, 2011 год – город будет зеленым, а 2012 год – город станет спортивным».

На сегодняшний день состояние здоровья  детей  дошкольного возраста оставляет желать лучшего: наблюдается многолетняя стойкая тенденция его ухудшения.

«Перед нами стоит грандиозная задача - здоровье нации. В этих двух словах - огромный смысл и не меньше работы. Нам предстоит в обозримый срок перечеркнуть сегодняшнюю статистику, где средний возраст россиян меньше шестидесяти четырех лет, где большая часть выпускников средней школы физически не готова к службе в армии (а это ущерб для безопасности страны), где здоровым считается один школьник из трех. Эти цифры должны измениться, и в наших силах это сделать. Основное наше внимание должно быть обращено к детскому спорту, спорту в школах и дворах»- прокомментировал на заседании правительства РФ Фетисов В.

Как  подтверждение данные Минздравсоцразвития России: общая заболеваемость детей в возрасте 0 – 14 лет увеличилась за семь лет (с 2001 до 2008г.) с 176 379 до 225 000 (в расчете на 100 тыс. детей соответствующего возраста), т.е. на 27,6%. Среди детей всех возрастов наиболее заметно повысилась частота болезней крови, эндокринной системы, болезней мочеполовой системы и опорно-двигательного аппарата.

В Законе «Об образовании» указывается, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений [11].

В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что воспитание ребенка дошкольного возраста должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии[19].

Т.А. Соловьева (1997) справедливо указывает, что современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Ее не могут заменить программы по лечебной физической культуре, так как они адресованы детям с предпатологией и патологией. На занятиях с ослабленными детьми должны использоваться программы по профилактической физической культуре (Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. М. 1997г..).

Достижение благоприятных результатов обеспечивается реализацией основных принципиальных положений:

В оглавление

1. Теоретическое обоснование формирования правильной осанки в дошкольном учреждении

Без осанки конь – корова.

                                                                                                         Даль В.И.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была актуальной во все времена и остается таковой сегодня. Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является состояние его осанки. Формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течение всей жизни [16].

Что же такое осанка?

Понятие осанка имеет много толкований.

В.К. Добровольский дал своё толкование осанке: «привычная поза непринужденно стоящего человека без  активного мышечного ˝напряжения˝». (Е.А. Бабенкова  Как сделать осанку красивой, а походку  легкой. Издательство « ТЦ Сфера», Москва ,2008г.)

А, П.Ф. Лесгафт считал, что «осанка – характеристика состояния опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформированности поведенческих навыков, отражающая способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др.) и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных естественных и профессиональных движений. При воспитании необходимо руководствоваться в своих действиях, главным образом, физиологическими и психологическими требованиями; главное, чтобы молодой организм находился в условиях, благоприятно влияющих на правильное умственное и физическое его развитие, иначе мы будем действовать произвольно, а иногда даже неестественно его уродовать». (И.С. Красикова  Осанка. ООО  Корона Век, Санкт-Петербург, 2008г.)

На этот вопрос наиболее полно ответил автор толкового словаря русского языка В. И. Даль; он определил осанку как «внешность, манеру держать свою фигуру, стройность и представительность в складе фигуры; осанка – это стан, строй, склад тела, общность приемов и всех движений его». (В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. Издательство Цитадель.  Москва, 1998г.)

В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка у детей ещё неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Эти особенности определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врождённых нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера и смена настроения. Вспомните, привычные выражения вроде "гнёт спину перед начальством", "повесил нос". Но больше всего вредят позвоночнику ребёнка плохое физическое развитие.

Осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте [2].

Известно, что воспитанницы Института благородных девиц ради ровной осанки по несколько раз в день прогуливались по коридору, держа за спиной палку. А каких-то 100 лет назад молодая дама сидела исключительно на краешке стула, не облокачиваясь, не закинув ногу за ногу, не сутулясь и не разваливаясь. А дамы высшего света тщательно затягивали себя в корсеты и использовали для улучшения осанки различные вспомогательные средства.

Сейчас наличие благородных девиц под большим вопросом, и тем более – с палками за спиной.

К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного и школьного возраста имеют различные виды нарушений осанки.

Нынешние дети и их родители практически не заботятся о правильном положении спины. Мы часто забываем, что позвоночник имеет огромное влияние на наш организм. От природы мы наделены мышцами, тканями, суставами, которые рассчитаны на большие физические нагрузки. Но, так как мы не получаем их, наши движения становятся более ограниченными.

Легко проследить, как это начинается. Детям редко разрешают реализовать свою потребность в физической активности. Их заставляют часами неподвижно сидеть в душной классной комнате, в то время когда детский организм требует движения. А когда после долгого сидения дети пытаются размяться, чтобы снять напряжение и дать выход скопившейся энергии, — им говорят, что это вредно [7].

Стоит ли удивляться, что в обществе, игнорирующем сигналы, которые посылает организм человека, тело перестает сообщать нам о своих насущных потребностях.

Слишком часто платой за сидячий образ жизни, характерный для современного общества, становится потеря связи с собственным телом.

Дети отличаются от нас, взрослых, тем, что они постоянно ощущают в себе бесконечную энергию и используют в полной мере возможности своего тела, свободного и раскованного в движениях.

Нарушения осанки спины имеют следующие разновидности: плоская спина, круглая спина, кругловогнутая спина и боковое искривление позвоночника. Если физиологические изгибы (грудной и поясничный) уменьшены, спина называется плоской. В некоторых случаях изгибы могут быть несколько смещены. Так как при плоской спине изгибы позвоночника уменьшены, то и его амортизационная способность снижена. Причина уплощения позвоночника состоит в недостаточном наклоне таза. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.

Формирование осанки у дошкольников является одним из основных разделов «Физического воспитания » и проводится с учётом возрастных особенностей детей. Во многих работах научного и методического характера отмечается, что в формировании осанки главную роль играет статическая  выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища (Б. П. Полецкий, 1986, А. П. Павлов, 1985, и др.) (Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. М.,1986)

Согласно В. А. Арсланову (1985) для формирования правильной осанки нужна не сила мышц вообще, а равномерность мышечного тонуса (Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста в сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк, 1985.).

И только в работе М. Е. Клюева, проведенной на детях дошкольного возраста, отмечается, что при формировании осанки необходимо, прежде всего, формировать двигательный навык, обеспечивающий поддержание правильной позы (Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Москва, Просвещение, 1969.).

Правильная осанка для дошкольников:

Необходимо воспитать стойкую привычку правильно держать свое тело в различных положениях. Перевоспитывать, бороться с плохими привычками будет значительно сложнее.

 

В оглавление

2. Организация и методы исследования рассматриваемой проблемы в дошкольном учреждении

2.1. Востребованность темы в детском саду

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

Сухомлинский В.А.  

Опытно – экспериментальная работа по формированию правильной осанки проводилась на базе ДОУ № 86.

В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки. Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений.

Просмотрев результаты углубленного осмотра специалистами детской поликлиники с 2001 по 2006г. обратили   внимание на высокие  показатели нарушение осанки. Это заставило нас внимательно проанализировать условия физического воспитания детей, всю систему мероприятий по закаливанию организма и совершенствованию движений, принять необходимые меры. Выяснили, что места для игр и занятий в группе недостаточно освещены, а значит, дети при рисовании, рассматривании книг, альбомов, игре в настольно-печатные игры вынуждены низко наклоняться, напрягать зрение. Книжный уголок и уголок изобразительной деятельности были перенесены в наиболее освещенную часть комнаты. 

На занятия пригласили медицинскую сестру, которая в ходе его фиксировала изменения позы детей. Выяснилось, что у многих детей (30%) в течение занятий наблюдалось двигательное беспокойство: часто меняли положение ног, туловища. Некоторые дети совсем низко наклоняются на занятиях рисованием, лепкой; другие не опираются о стол, локти у них свисают.

На одном из занятий  обратились к детям с вопросом: «Как вы понимаете, что значит правильно сидеть на занятии» Они отвечали: «Сидеть прямо», «Не разговаривать», «Сидеть спокойно», но никто при этом не мог объяснить, какое положение должны занимать ноги, спина и т. д.  Стало ясно, что у детей нет четкого представления о правильном положении тела. Формирование правильной осанки начали с того, что показали и объяснили детям, как надо ставить стул к столу: сиденье стула должно немного заходить за край стола, ближе к ножкам. Предложили поупражняться в этом.

Объяснили, что человек, у которого хорошая осанка, красив в движениях, легко двигается, не устает во время чтения, письма за столом. Показали детям, что сидеть надо так, чтобы край стола находился от груди на ширину ладони. Затем предложили принять правильное положение. Подходили ко всем детям, помогали принять правильную позу, подсказывали, что сидеть нужно свободно, без напряжения, давая возможность почувствовать, что так сидеть удобнее, легче. Все последующие дни напоминали детям о правильной посадке, впоследствии достаточно было сказать «сядьте правильно» — и дети сознательно проверяли посадку, принимали правильную позу.

На физкультурном занятии ребятам подготовительной группы был задан вопрос:

После долгих рассуждений ребятами был дан ответ:

Таким образом, может быть поставлен диагноз – искривление позвоночника.

Наиболее простая и доступная методика определения наличия или отсутствия нарушений осанки (по Г.Н. Сердюковской) – тестовая карта. Для оценки гибкости разных отделов позвоночника проводим несколько несложных тестов.

В оглавление

2.2. Осанка по программе Васильевой

Занятия в нашем детском саду ведутся по программе М.А. Васильевой. Главная задача – охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе.

Программа составлена по возрастным группам. Она охва­тывает четыре возрастные ступени физического и психиче­ского развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший до­школьный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшая группы), средний возраст — до 5 лет (средняя группа), стар­ший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подго­товительная к школе). В соответствии с этой программой фи­зическое воспитание в дошкольном учреждении осу­ществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни.

В программе акцентируется внимание, что правильное фи­зическое воспитание во всех возрастных группах может быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контроле.

В нашем дошкольном учреждении врачебное обследование детей всех  возрастных групп проводим в сроки, рекомендованные органами здравоохранения. Достаточно полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребёнка мы получаем при учёте и анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности.  Кроме того, врач определяет состояние опорно-двигательного аппарата, исследуя форму позвоночника и спины (осанка), сформированности сводов стопы. Определение функционального состояния детского организма производится с помощью функциональных проб с дозированной физической нагрузкой. По результатам, полученным при определении функционального состояния организма ребёнка, медсестра совместно с педагогом осуществляет назначение физических нагрузок. Медико–педагогические наблюдения помогают нам не только правильно построить занятия, утреннюю гимнастику, игры и самостоятельную двигательную деятельность дошкольников, но и обеспечить индивидуальный подход к детям, проследить за состоянием их здоровья.

За время пребывания в детском саду воспитываем у детей потребность систематически выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, сохранять правильную осанку, а также сформировываем прочные культурно-гигиени­ческие навыки, потребность в ежедневной двигательной дея­тельности, навыки правильной, ритмичной, легкой ходьбы, бега.

Одним из важнейших факторов в физическом совершенствовании детей дошкольного возраста является развитие у них интереса к движению и двигательным действиям. В ходе многочисленных исследований установлено, что физическая активность стимулирует интеллектуальное развитие, особенно в детском возрасте.

Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни (фото 1, 2, 3).

                                               

          фото 1                                     фото 2                                         фото 3

Использование музыки в физкультурной деятельности делает её увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка благоприятствует улучшению осанки, придаёт движениям выразительность, способствует их точности, координированности.

Однако, в «программе воспитания и обучения» Васильевой М.А., на наш взгляд, недостаточно прописан вопрос формирования правильной осанки дошкольников. Выполняя упражнения по формированию осанки по программе Васильевой М.А. не было видно положительной динамики. Исходя из этого, сделали вывод: для успешной работы необходимо использовать современные методики и технологии по данному направлению.

Была сформирована система работы в новом режиме с использование методики «стретчинг» (схема 1).

В оглавление

2.3 Цель и задачи

Цель: 

 

          Внедрить профилактические мероприятия, направленные на формирование правильной осанки в условиях образовательного учреждения.  

Задачи:

Для решения поставленных задач в начале года провели диагностику развития физических качеств по методике Н.О. Озерецкого.

В оглавление

2.4. Формы, средства и методы формирования правильной осанки у дошкольников

В формировании правильной осанки играет роль не сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги. Поэтому в каждый комплекс утренней гимнастики  включаем упражнения из разных исходных положений для туловища: лежа на животе — «рыбка», «ласточка» (фото 4), лежа на спине. Эти упражнения укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.

Часто дети не умеют правильно дышать, задерживают дыхание. При этом мышцы теряют упругость, а, следовательно, появляется опасность отклонений в осанке. Стали учить детей правильно дышать, сочетать ритм движения и дыхания (фото 5). С этой целью используем специальные дыхательные упражнения. Например, глубокий вдох через нос (вдыхаем приятный запах духов, цветка), продолжительный выдох (подуть на цветок) 3—4 раза.

Упражнение «Дровосек» — руки вверх (вдох), опустить вниз, сказать «ух» (выдох). Для формирования полного, глубокого выдоха используем также прием произношения звуков и слов на выдохе.

                                      

                  фото 4                                                                фото 5

В подготовительной группе дети уже сами контролируют дыхание, постепенно усвоив, когда делается выдох, когда — вдох (например, при наклонах, поворотах — выдох, при распрямлении корпуса — вдох).

Очень большое значение имеет плотность занятия. Стараемся построить их так, чтобы обеспечить оптимальную физическую нагрузку детей.

Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по гимнастической рейке. Уже со второй половины года в старшей группе эти упражнения  включаем не только в основную, но и во вводную часть занятий. В летнее время включаем их и во вводную часть утренней гимнастики: дети идут обычным шагом, потом по гимнастической скамье, затем по бревну (при этом задания усложняются и варьируются).

Наше мнение, что упражнения с мелкими физкультурными пособиями помогают контролировать правильность выполнения упражнения. Поэтому широко применяем упражнения с гимнастическими палками, обручами, кеглями, лентами, с косичками, флажками, со скакалками (фото 6, 7).

                              

                          фото 6                                                        фото 7

При этом предусматривается использование одного и того же пособия на занятии многократно. Если, например, на занятии запланированы упражнения с гимнастической палкой, то во вводную часть занятия включаем ходьбу с палкой за плечами; если во вводной части выполняем упражнения с мешочками, то в основную часть занятия включаем упражнение в ходьбе с мешочками на голове или прыжках через мешочки.  

Все эти приемы способствуют увеличению физической нагрузки, повышают у детей интерес к занятию. Укреплению костно-мышечного аппарата, формированию правильной осанки способствуют игры с элементами спортивных упражнений, такие, как городки, бадминтон, настольный теннис, катание на коньках, ходьба на лыжах. Все это планируем и проводим с учетом сезонных условий. Систематически ведем индивидуальную работу с детьми, у которых было выявлено предрасположение к нарушению осанки, плоскостопию. По предложению врача с ними проводим в утренние и вечерние часы (длительность 6—10 мин) комплекс специальных упражнений для предупреждения плоскостопия: собрать веревку пальцами ног; походить на носках, пятках; прокатить палку по полу стопами ног. В комплекс упражнений для детей, у которых была выявлена сутулость, включаем  задания: походить с палкой за спиной; стать к стене спиной, прикасаясь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками; идти с предметом на голове; упражнения из положения, лежа на спине, на животе.

Учитывая роль закаливания в системе укрепления здоровья детей, а, следовательно, и профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата, уделяем организации этих мероприятий особое внимание. После обливания ног,   в   летний   период,   обязательно   даем   несколько   профилактических упражнений: переступания с пятки на носок, бег на носках. Затем проводим подвижную игру, в которой принимают участие все дети.

Систематическая работа по профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата дает хорошие результаты, положительно влияет на укрепление и развитие детского организма, способствует снижению простудных и других заболеваний.

В оглавление

2.5. Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей

Один их лучших способов сохранить гибкость, подвижность и научиться прислушиваться к сигналам, которые посылает нам наш организм, — это растяжка. Этот вид упражнений отнюдь не является прерогативой только индийских йогов, акробатов и профессиональных спортсменов. Этот вид физической активности является нашей естественной потребностью.

Для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста мы включили в  программу детского сада методику «стретчинг».

О пользе растягивания или занятий стретчингом, известно уже очень давно. Эта система возникла в 50-е годы XX столетия, но лишь на 20 лет позже стала признаваться в спорте и получила свое обоснование в работах американских и шведских ученых. Название это происходит от английского слова «stretching» — растягивание.

Стретчинг - это специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости  и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата. Стретчинг представляет собой способ решения задач физического воспитания [23].   

Основные задачи стретчинга в дошкольном учреждении:

1.Оздоровительная

2. Образовательная

3. Воспитательная

Комплексы упражнений в системе стретчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела. Стретчинговые упражнения помогают расслаблять мышцы с помощью растяжки, не перенапрягая их. Стретчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, успокаивает расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры.

Используя эту методику, дети  выполняют вытягивание мышц отдельных частей тела, затем в течение несколько секунд остаются в таком положении и возвращаются в исходное положение.

Хорошая гибкость  улучшает осанку, координацию движений и служит профилактикой травматизма. Регулярные растяжки помогают научиться глубокому расслаблению. Расслабленные, эластичные мышцы меньше подвержены травматизму, в них реже возникают боли. Растяжка не только способствует снятию мышечного напряжения и повышению гибкости суставов, она помогает лучше узнать возможности нашего организма (фото 8, 9)

                                        

                          фото 8                                                      фото 9

При выполнении упражнений на растягивание необходимо:

Методика стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата, на упражнениях по укреплению позвоночника, корригирующей гимнастики, на приемах мануальной терапии в сочетании с правильным дыханием и элементами релаксации [1].

Методика игрового стретчинга направлена на активизацию защитных сил организма, на овладение навыками совершенного управления своим телом, на развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания [13].

В оглавление

2.6. Возрастные особенности при занятии стретчингом

Методика не имеет возрастных ограничений, можно начинать занятия с 3-х лет.

Для проведения занятий по методике игрового стретчинга  учитываем возрастные особенности детей.

Младший возраст.

В том возрасте костная система сохраняет хрящевое строение в отдельных местах (особенно кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), что легко может вызвать искривления при неправильных позах и неудобном лежании. Особое внимание в том возрасте нужно уделять:

Особенно больше времени нужно уделять выработки правильной походки и осанки.

Средний возраст.

Период первого вытяжения. Накопление мышечной силы, выносливости, усиление подвижности. Хрящевинными остаются кости кистей рук, кости стопы. Дети еще не могут выполнять мелкие и точные движения. Однако движения тела уже достаточно координированы, точны. Умеют регулировать свои движения. Возросла работоспособность, способность сохранять нужную позу. Охотно многократно повторяют движения, в которых уже присутствует волевой характер. Возросла сила конечностей.

Походка стала правильнее, но руки недостаточно энергичны. Многие еще сутулятся, но голову опускают меньше. Шаг стал равномернее. Можно уже широко использовать различные способы ходьбы (на носках, на пятках).

Детей средней группы легче правильно построить, и приучить сохранять свое место во время занятий. При этом надо обращать особое внимание на положение ног (они стремятся их расслабить) и плеч (очень напрягают). Они уже умеют подчинять свои движения общему ритму, делать упражнения согласованно.

Старший и подготовительный возраст.

Продолжается рост тела, окостенение. Скелет в основном крепок, можно давать больше упражнений для упругости и силы. Усилен рост ног. Руки и ноги окрепли, а пальцы рук более подвижны. Возросла у них и координация движений, их точность. У некоторых детей встречается импульсивный характер движений, стремление обратить на себя внимание. Хорошо координирована походка, отсутствуют лишние движения. Действия их уже подконтрольны сознанию и могут регулировать силу упражнений, подчинять их своей воле. Дети уже интересуются, почему надо выполнять упражнения игрового стретчинга так, а не иначе, понимают их пользу, связь между способом выполнения упражнения и конечным результатом. Они более настойчивы в преодолении трудностей, многократно повторяют упражнения.

Помимо обычных занятий  используем и другие приемы. Каждое упражнение  подбираем, исходя из фазы занятия и в соответствии с программой.

В оглавление

2.7. Работа со всеми субъектами образовательного процесса

Работа с детьми

Например, упражнения на растяжку включаем в комплексы общеразвивающих упражнений, в основные виды движений. Польза упражнений: повышается эластичность и тонус мышц, увеличится диапазон движений в суставах, достигается развитие опорно-двигательного аппарата.

После активных физических нагрузок  используем стретчинг упражнения на расслабление. Польза упражнений: нормализуется кровообращение во всем теле, улучшается осанка, развивается гибкость и подвижность позвоночника, укрепляются поддерживающие его мышцы, стимулируется работа эндокринной системы.

Так, например, детям очень нравится групповой метод стретчинга, где они коллективно создают позы: « Ромашка», « Колодец». Этот метод группового стретчинга  применяем после активных физических нагрузок. Выполняя эти позы, мышцы расслабляются. У ребят появляется чувство коллективизма.

Но наибольший отклик у детей вызывают элементы игрового стретчинга. После выполнения этих упражнений укрепляются мышцы, выравнивается осанка, развивается чувство ритма, снимается закомплексованность через упражнения на статистическую растяжку мышц.

Работа с воспитателями

Немаловажную роль в формировании правильной осанки у детей отводим воспитателям. Под их руководством  дети получают элементарные знания и навыки по формированию осанки. Поэтому, кроме физкультурных занятий стретчинг сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе. После дневного сна воспитатели проводят дыхательную гимнастику с элементами стретчинга. А так же используют упражнения на растяжку при проведении физкультминуток на занятиях. Посредством стретчинга дети снимают мышечное напряжение, накапливающееся в течение занятия. На улице элементы стретчинга воспитатели включают  в различные игры.

Работа с родителями

Неотъемлемой частью  работы детского сада является взаимосвязь с родителями. Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показывает, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно. Такая родительская любовь рискует превратиться в свою противоположность и принести только один вред. В детском саду необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические и практические знания.

Особое место в работе с родителями  уделяем формированию правильной осанки, выявлению и предупреждению плоскостопия у детей. Проводим совместные занятия.

Их отличительная особенность состоит в том, что родители являются нашими помощниками, и каждый из них тренер своего ребёнка. Вводной части занятия они вместе выполняют упражнения, направленные на формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия, в основной части исполняют роль помощников, заключительной части принимают активное участие в совместных играх (фото 10, 11).

                                    

                            фото 10                                                   фото 11

В домашнее задание  включаем  упражнения на растягивание при помощи партнера, что оказывает наибольший эффект для формирования детского позвоночника.

Анкетирование родителей и устный опрос детей после проведения совместных занятий показало: совместная физкультурная деятельность детей и взрослых полезна и для детей, и для родителей.

Поэтому можно сделать выводы:

  1. Все дети очень любят ходить на совместные спортивные мероприятия - не было случая, когда ребёнка пришлось бы принуждать к этому;

  2. Дети с удовольствием повторяют освоенные упражнения дома;

  3. Главную пользу от таких занятий родители видят в том, что они узнают, какие упражнения полезны их ребёнку, и как их правильно выполнять. Большинство родителей отметили, что ребёнок научился сосредотачиваться на выполнении тех или иных движений, стал более ловким, самостоятельным;

  4. Все участники совместной спортивной деятельности положительно отозвались о методах работы инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, медицинских работников.

В оглавление

Заключение

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольном учреждении создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Диагностика, проводившаяся в конце года, показывает положительную динамику развития физических качеств.

Освоение всех упражнений стретчинга приводит к следующим результатам:

Во время двигательной активности у детей формируются личностные качества, позволяющие им чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми.

Общий анализ работы  родителей и воспитателей позволяет сделать вывод, что занятия, организованные по методике игрового стретчинга, эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста, и их продолжительного психоэмоцианального состояния.

Результаты углубленного осмотра специалистами детской поликлиники с 2007 по 2009г. выявили следующие данные, 2007году - 2 случая нарушения осанки, а за 2008-2009гг. нарушений осанки в детском саду № 86 нет.

Таким образом, можно утверждать, что  стретчинг, являющийся инновационным средством, благоприятно сказывается на формировании правильной осанки у дошкольников.

В оглавление

Список литературы

  1. Андерсоны Боб и Джин.  Растяжка для каждого.– М.: Попурри, 2002.

  2. Бабенкова Е.А.  Как сделать осанку красивой, а походку легкой.– М.: ТЦ Сфера, 2008.

  3. Брэгг П.С. Программа по оздоровлению позвоночника.– СПб: Лейла, 2000.

  4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика–Синтез, 2005.

  5. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М.: Просвещение, 1996.

  6. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – М.: Просвещение, 1990.

  7. Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  8. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.

  9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Цитадель, 1998.

  10. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Просвещение, 1997.

  11. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  12. Иванова Т.В. Система работы по формированию здорового образа жизни. – Волгоград: Корифей, 2009.

  13. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб: Аллегро, 1993.

  14. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.

  15. Крусева Т.О. Справочник инструктора физической культуры в ДОУ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

  16. Красикова И.С. Осанка. – СПб: ООО Корона Век, 2008.

  17. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пресс,2000.

  18. Конвенция о правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  19. Концепция дошкольного воспитания. – М.: Изд.дом 1 сентября, 2008.

  20. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. – М., 1982.

  21. Нусси Э.М. Стретчинг. Растяжка для всех. – СПб: Диля, 2006.

  22. Пенькова И.В., Сулейманов И.И. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания. – Тюмень: Вектор-Бук, 2000.

  23. Путкисто М. Стретчинг: метод глубокой растяжки. – М.: София, 2004.

  24. Смирнов В.А. Через движение к совершенству. – СПб: Вектор,2007.

  25. Улитин О. Игровая физкультура, развитие чувство ритма: Для детей 5-7 лет. – М.: Карапуз, 2002.

В оглавление