Левашова Светлана Николаевна,

учитель физической культуры школы № 20

«Формирование правильной осанки и исправление ее дефектов на уроках физической культуры и во внеклассной работе»

Вернуться к списку участников конкурса

Содержание

Введение

1. Здоровье учащихся Российских школ

1.1. Двигательная активность учащихся

1.2. Физкультминутки на уроках

2. Формирование правильной осанки и исправление ее дефектов на уроках физической культуры и во внеклассной работе

2.1. Проблемное поле школы

2.2. Диагностика и мониторинг физического здоровья учащихся

2.3. Психолого-педагогические методы диагностики здоровья

Заключение

Список литературы

Введение

Здоровье – способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

И.И Брехман

 

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Большое влияние педагог может оказать на формирование правильной осанки у школьников, которая является основой здоровья.

 В последнее время увеличилось количество изданий, посвященных этой теме, что еще раз подтверждает ее актуальность. В книге «Оставайся изящной» автор Ю.И.Курпан доступно рассказывает о правильной осанке, о том, как ее сохранить, какие бывают нарушения осанки, каковы причины нарушений осанки. Предлагается много различных комплексов упражнений для коррекции нарушений осанки и для укрепления мышц.

Книга И.С.Винтовкиной « Девочке - подростку» эта же тема излагается просто и занимательно. Здесь доступно даны основные понятия, рекомендации по формированию правильной осанки в режиме дня, начиная с утренней гигиенической гимнастики. Предлагаются специальные упражнения на осанку, которые могут выполнять как мальчики, так и девочки.

В издании «Гимнастика с методикой преподавания» авторы рекомендуют уделять постоянное внимание формированию правильной осанки, особенно в детском возрасте.

Авторы отмечают отрицательное влияние нарушений осанки на здоровье. В издании отмечается обязанность учителя физической культуры постоянно следить за осанкой детей и применять на уроках упражнения, формирующие правильную осанку. К ним относится подавляющее большинство упражнений гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии, смешанные висы и упоры, простейшие элементы акробатики и другие).

В книге 1988 года «Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными   к   специальной   медицинской   группе»   авторы: М.Д.Рипа,  В.К.Велитченко, С.С.Волкова опять   же отмечают,  что формирование осанки  начинается  с  раннего возраста  и зависит  от   рационального  двигательного   и   гигиенического   режима   и поэтому являются приобретенными.

Авторы отмечают отрицательные изменения в организме, связанные с неправильной осанкой, такие как ранние дегенеративные изменения в межпозвоночных дисках, неблагоприятные условия для работы органов грудной клетки и брюшной полости. В издании дана классификация нарушений осанки.
В любом из источников, указанных в списке литературы данной методической разработки, говорится о взаимозависимости хорошей осанки и красивой фигуры.

   Таким образом, подробно изучив специальную литературу по проблеме сохранения правильной осанки, я пришла к выводу, что это – одна из важных и актуальных проблем на уроках физической культуры.

Цель работы:  использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования правильной осанки школьников.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач:

В оглавление

1. Здоровье учащихся Российских школ

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.

По данным академика РАМН Ю.П. Лисицина, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50% - 55%, является образ жизни. Эти данные свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку построить правильный образ жизни и грамотно заботиться о своем здоровье (Н.К.Смирнов Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы», Москва «Аркти» 2003).

В качестве наиболее репрезентативного исследования здоровья школьников можно рассматривать проведенную в 2005г. Министерством здравоохранения диспансеризацию. По полученным предварительным данным около 60% учащихся страдают теми или иными хроническими заболеваниями, часто несколькими, т.е. 2/3 сидящих за партами наших школ – больные дети! Но и оставшуюся треть школьников трудно отнести к категории здоровых.

Таким образом, согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников.

Для градации здоровья детей используют его качественную характеристику. Детей на основании результатов медицинских осмотров распределяют на 5 «групп здоровья»:

Первая группа – это школьники, у которых отсутствуют хронические заболевания.

Вторую группу составляют дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 и более раз в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие.

Третья группа объединяет тех, кто имеет хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

К четвертой группе относятся учащиеся с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии  субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после острых заболеваний.

В пятую группу включаются больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями (В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии», Москва «Вако», 2004.).

В начале каждого учебного года медики распределяют детей по группам здоровья, это должно учитываться учителями школ, особенно проводящими целенаправленную работу по сохранению здоровья учащихся. Такой учет позволяет:

  1. получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья учащихся данного образовательного учреждения, с целью планирования оздоровительной работы;

  2. оценить эффективность лечебно-профилактической работы, проводимой в образовательном учреждении;

  3. выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье учащихся;

  4. определить потребность в специализированных мероприятиях и кадрах.

Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьников. Отмечается ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза (например, нарушается осанка – с 1,9 до 16,8%).

Одна из самых частых у школьников патология опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки и искривление позвоночника).

В оглавление

1.1. Двигательная активность учащихся

Двигательная активность складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связанно с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Растущему организму необходимы адекватные физические нагрузки. Единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов приведен в таблице.

Основная ответственность за выполнение двигательной активности в школе ложится на урок физкультуры. Но при одних формах их проведения, в зависимости от темы и специфики, учащийся реализует: около 27% суточной потребности в физической нагрузке (уроки волейбола, баскетбола, подвижных игр, плавания); около 40% при занятиях легкой атлетикой; 57% на уроках лыжной подготовки. На уроках гимнастики 10% двигательной активности, это не снижает значимость этих уроков, поскольку именно на них обеспечивается преимущественное формирование жизненно важных двигательных координаций. Во внеурочной форме ребенок может удовлетворить до 40% потребности в двигательной активности.

Физическая активность учащихся в школе должна быть организованна при взаимодополняющем сочетании двух направлений:

  1. уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время («большие» формы занятий);

  2. «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.

К малым формам относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.

Хотя малые формы играют дополнительную роль в системе физического воспитания, они являются важнейшими факторами оптимизации функционального состояния организма занимающихся. Способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности. Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 10-15 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять два раза в месяц. Подвижные игры проводятся на малых переменах и динамической перемены. В последнюю перемену при подходящей погоде лучше проводить на пришкольном участке после 2-3 урока продолжительностью 30-40 минут.

В оглавление

1.2. Физкультминутки на уроках

Каждый учитель должен проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего предмета. Физкультминутки проводятся в основном для активного отдыха обучающихся. Обычно проводится 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 минуты) или урока труда (5-7 минут). Лучше проводить с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и других средств, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Время проведения физкультминуток определяет сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части обучающихся начинает проявляться утомляемость. В течение урока проводится 1-2 физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках.

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укрепления зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Выполняемые упражнения  должны дать нагрузку мышцам, которые небыли загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняемую значительную статистическую или статико-динамическую нагрузку. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении.

В оглавление

2. Формирование правильной осанки и исправление ее дефектов на уроках физической культуры и во внеклассной работе

Учителем физической культуры я работаю с 1988 года.  С первых дней преподавания  обращаю внимание на осанку детей, их здоровье. Сначала это направление моей деятельности носило лишь профилактический характер. Большее внимание формированию осанки уделялось на уроках гимнастики. Серьезно изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что необходимо заняться этой проблемой серьезно, поэтому разработала ряд уроков физической культуры в младших классах, в основной школе, старшей школе, а также уроки для учащихся специальной медицинской группы, тематическое планирование факультатива «Здоровье».

Уроки и комплексы упражнений, отобранные мною из учебной и методической литературы, были систематизированы, усовершенствованы.

Уроки физической культуры по профилактике и исправлению осанки подобраны на каждый раздел учебной программы: легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, лыжный спорт и др.

Формированию, сохранению правильной осанки  уделяю внимание на каждом уроке физической культуры.

В водной части урока обращаю внимание учащихся на сохранение правильной осанки, в подготовительной части урока использую  строевые упражнения,  комплексы общеразвивающих упражнений для профилактики осанки и развития  корсетных  мышц. Данный комплекс упражнений привожу ниже:

  1. И.п. лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч.

На 1 - руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку.

На 2 - вернуться в исходное положение.

Тоже самое с другой руки. Смотреть на мяч. Повторить 10—12 раз.

  1. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5—6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук — вдох, при опускании — выдох.

  2. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Выполнять окрестные движения прямыми руками в течение 15—20с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

  3. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха — выдох.

  4. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Во время маха — выдох.

  5. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять скрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15—20с.

  6. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5с.

  7. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять скрестные движения 15—20с. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

  8. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15—20с. Смотреть на носок одной ноги.

  9. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх — влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх — вправо. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на носок.

  10. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести •вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на носок.

  11. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка приподнята. Выполнить круговое движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10—15с каждой ногой. Смотреть на носок.

  12. Сидя на полу, упор руками сзади, ноги подняты. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10—15с. Смотреть на носки.

  13. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться — вдох, опустить палку — выдох. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

  14. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в исходное положение. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

В основной части урока (раздел гимнастика) многие упражнения оказывают положительное влияние на формирование правильной осанки (упражнения в равновесии, смешанные висы и упоры, акробатика, ритмическая гимнастика, художественная гимнастика).

В заключительной части урока используются подвижные игры, рассчитанные на профилактику нарушений осанки.

В 2008-2009 учебном году я перешла работать в СОШ №20 и продолжила свои исследования. В сентябре 2008 года  при оформлении в журнале листка здоровья выяснила состояние здоровья школьников. Медицинский работник школы предоставила данные об учащихся с нарушением осанки. Сведения медицинского работника приведены в таблице № 1.

Таблица 1.

Сведения медицинского работника о нарушениях опорно-двигательного аппарата учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов СОШ № 20 на начало 2008-2009 учебного года

 

Количество учащихся

6 «А»

6 «Б»

всего

24

18

нарушение осанки

10

8

 

 

С результатами диагностики выступила на педагогическом совете школы. И предложила учителям разработать программу  по сохранению здоровья школьников. Для этого была создана творческая группа, которая выявила проблемное поле школы, связанное со здоровьесберегающими образовательными технологиями.

В оглавление

2.1. Проблемное поле школы

 К основным проблемам школы, связанным с заботой о здоровье учащихся, мы отнесли:

  1. учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;

  2. неправильная организация физической активности учащихся;

  3. питание школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;

  4. предупреждение патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом;

  5. низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;

  6. необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;

  7. организации физической активности учащихся.

Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связанно с их двигательной активностью.  Обратили внимание на следующее:

  1. на недостаточное количество уроков физкультуры, которое  возможно увеличить за счет внеклассной работы;

  2. содержание и организацию уроков физкультуры. Основная задача – сформировать культуру физического здоровья, привить интерес к занятиям физкультурой, мотивировать учащихся на заботу о своем здоровье средствами физической культуры;

  3. использование возможностей дополнительной физической нагрузки (разминки) учащихся в рамках учебного дня путем проведения на каждом уроке физкультминуток, физкультпаузы  между уроками, грамотной организации перемен;

  4. создание условий для занятий школьников физкультурой и спортом во внеурочное время: организацию бесплатных секций; предоставление возможностей самостоятельно заниматься в спортзале; обустройство школьных спортплощадок; организация турпоходов;

  5. влияние школы на образ жизни своих учеников, выбор ими форм проведения досуга, контакт в этой связи с родителями учащихся.

На внутришкольном уровне тесно взаимосвязаны в этом аспекте экономические и организационные аспекты, поэтому творческая группа просила директора школы изыскать средства на оборудование спортзалов, спортплощадки, закупку тренажеров, спортинвентаря; а также обеспечить максимальную загрузку спортзала, желательно ввести третий урок физкультуры в неделю, правильно встроить в расписание уроков.

Учителя физической культуры совместно с Советом физической культуры школы обеспечивают проведение подвижных игр на большой перемене, физкультминуток на всех уроках. Заинтересовать учащихся помогают и привлечённые мной тренеры – преподаватели ДЮСШ, они проводят занятия по общефизической подготовке школьников, особенно учащихся группы риска. Большие возможности для решения этой проблемы предоставляется во внеурочное время: проведение дней здоровья, школьных и городских соревнований, олимпиад, физкультурно-спортивных праздников, турпоходы.

С медико-профилактическими аспектами связанно обеспечение гигиенических условий в спортивном зале,  медицинский контроль за проведением занятий физкультурой, разделение учащихся на группы допуска к занятиям физкультурой, профилактика спортивного травматизма и переохлаждение учащихся (особенно во время зимних занятий на свежем воздухе), проведение программ закаливания школьников во время уроков физкультуры и работы спортивных секций, организация и контроль за работой секции ЛФК и других занятий лечебно-реабилитационной направленности с больными детьми во внеурочное время и параллельно с обычными уроками физкультуры.

Задача воспитательной работы – показать школьникам привлекательность здоровья как условия физической красоты и совершенства. Сформировать у них потребность в регулярных занятиях, направленных на укрепление здоровья и самосовершенствование.

Учебно-информационные аспекты включают как корректировку содержания уроков физкультуры, обеспечение их направленности на физическое развитие и укрепление здоровья, а не на подготовку к сдачам норм. Для правильного решения этой проблемы в рамках школы важен учет индивидуальных особенностей школьников. Это касается не только классификации их по разным группам здоровья, но и учета антропологических характеристик, интересов и склонностей заниматься тем или иным видом спорта. Кроме того, многие подростки связывают занятия физической культурой надежду на исправление своих физических дефектов, недостатков. Задача учителя физкультуры - помочь реализоваться этим надеждам.

Проблема предупреждения патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом

С образовательным процессом вообще и недостатками работы наших школ в частности во многом связаны такие нарушения здоровья школьников, как сколиоз. И хотя уже в первый класс попадают до четверти детей с соответствующими отклонениями, 11лет, проведенных в школе, в большинстве случаев усугубляют эту патологию и способствуют ее возникновению еще примерно у такого же количества школьников. На внутришкольном уровне организационные аспекты включают обеспечение классов учебной мебелью, подходящей учащимся по росту; функциональную расстановку мебели, позволяющую легко проводить физкультминутки. В планы уроков включается методика построения занятий в режиме подвижных объектов. Каждый учитель должен знать, кто из его учеников входит в группу риска, нуждается в коррекции осанки.

Эти задачи вытекают из требований СанПиНов и смыкаются с медико-гигиеническими требованиями необходимой освещенности рабочих мест школьников, обеспечения софитами классной доски, качества школьных учебников, соблюдение которых позволяет снизить риск этой патологии.

План мероприятий по профилактике нарушений осанки:

  1. ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы;

  2. активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, животы, плеч, шеи) средствами физической культуры (ЛФК);

  3. обеспечение соответствия мебели в школе и дома росту и пропорциям тела учащихся;

  4. контроль учителя за правильной позой школьника на уроках;

  5. правильное расположение рабочего места (столов, парт), всего помещения, где идут занятия или приготовление уроков, и достаточное их освещение;

  6. правильная организация режима учебных занятий;

  7. ежедневное использование активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (плавание, лыжи, специальные упражнения для домашних заданий);

  8. полноценное питание, сбалансированное по солевому составу.

Проблема низкого уровня культуры здоровья учащихся, недостатка знаний по вопросам здоровья

Решение этой проблемы также тесно связанно со здоровьесберегающими образовательными технологиями. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям, не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика.

Для решения организационных аспектов проблемы в школе должна быть создана стройная система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающая как самостоятельный предмет (урок) по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержании других предметов. Важно, что включение этого блока информации в учебный план не создавало дополнительной перегрузки учащихся. Уроки здоровья должны проходить в форме активных методов обучения (тренингов, дискуссий, учебных игр, проектирования, просмотров видеоматериалов). Медико-гигиенические аспекты связаны с экспертно-консультационным участием медиков в осуществлении всех мероприятий в школе.

Воспитательные аспекты – содержательная сущность решения этой проблемы, главный ее приоритет. Они реализуются от идеологии, форм и методов построения занятий по культуре здоровья и, заканчивая поведением и отношением к своему здоровью самих учителей, их личного примера.

Кадровые аспекты этой проблемы – возможности и целесообразности введения в школах самостоятельных уроков культуры здоровья. Только прошедший тематическую профессиональную переподготовку учитель может вести подобный самостоятельный курс. Учителя биологии, ОБЖ, физкультуры, преподаватели начальных классов должны пройти повышение квалификации (76-144часа), а все остальные педагоги – повысить свою квалификацию в вопросах здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий по программе в объеме минимум 36 часов. Это даст определенную гарантию достойного профессионального уровня проводимых со школьниками занятий.

Необходимость индивидуального подхода к учащимся ставит задачу выявления школьников, проявляющих целенаправленный интерес к вопросам здоровья, совершенствования.

Внешкольный уровень – это использование огромного потенциала семей, родителей учащихся для приобщения их детей к здоровому образу жизни. Участие хотя бы нескольких родителей в школьных мероприятиях значительно повышает значимость последних и силу воспитательного воздействия на школьников.

На общегосударственном уровне решаются задачи повышения культуры здоровья разных слоев населения, целенаправленного формирования «моды» на здоровье.

Мониторинг достигнутых результатов по решению этой проблемы осуществляется использованием тестов, данных анкетирования учащихся и педагогов (в качестве экспертов).

В оглавление

2.2. Диагностика индивидуальных особенностей и состояния здоровья обучающихся

Диагностика состояния здоровья обучающихся, их индивидуальных особенностей – обязательное условие реализации  здоровьесберегающих образовательных технологий. На начальном этапе – это оценка ситуаций. Чтобы правильно поставить первоочередные задачи, рассчитать ресурсы, выделить среди обучающихся группы риска, которым необходимо уделять особое внимание.

Далее проводится мониторинг происходящих изменений, позволяющий оценить правильность выбранного пути, используемых программ и методов.

Реализация диагностических программ способствует решению и еще одной актуальной, задачи – привлечение внимания обучающихся к проблеме своего здоровья, учету своих индивидуальных способностей и возможностей, что является неотъемлемой  составной частью воспитания культуры здоровья.

Здоровье обучающихся и педагогов, их психологическое состояние – важнейший элемент здоровьесберегающего пространства школы. Поэтому одновременно и во взаимосвязи с мониторингом здоровья обучающихся необходимо проводить мониторинг изменений, происходящих в школе, - как по количественным, так и по качественным показателям.

Исследование физического развития обучающихся, уровня возрастного (полового) созревания и функциональных показателей проводится медперсоналом школы, но учителя (классные руководители) и психологи должны иметь представление об измеряемых показателях, так как занесение их в Карту индивидуальных показателей обучающихся (КИПУ).

В оглавление

2.3. Психолого-педагогические методы диагностики здоровья

Диагностика состояния здоровья у школьников уже много лет остается актуальной проблемой для нашего образования. В последние годы эта проблема только обострилась. Основные причины этого следующие.

Первая состоит в неблагополучии состояния здоровья школьников, которое продолжает ухудшаться.

Вторая причина – недостаток диагностических методов, позволяющих достоверно оценивать состояние здоровья человека и осуществлять мониторинг здоровья.

Третья причина – отсутствие в большинстве школ специалистов, несущих за здоровье школьников и подготовленной для этой работы.

 После проведения в 2008 году медицинского обследования детей перед педагогическим коллективом была поставлена серьезная задача – развитие здоровьесберегающей среды школы через использование современных технологий. Во внеклассной работе по моему предмету в школе был введен дополнительный час по физической культуре для детей с нарушением осанки.

Мотивацией учащихся на здоровый образ жизни педагогический коллектив школы постоянно занимается как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. В приложении представлены разработки внеклассных мероприятий, а также материалы уроков, посвященных здоровому образу жизни. При разработке и проведении данных мероприятий я, как руководитель методического объединения учителей физической культуры, принимала активное и непосредственное участие: отдельные мероприятия проводила сама, например, спортивный праздник «Папа, мама и я - спортивная семья», игра «Звездный час», викторина «Спорт, спорт, спорт», конкурс «А ну-ка парни»; при подготовке других – выступала в роли консультанта, давала методические рекомендации и материал для проведения уроков.

Оценка показателей психологического здоровья обучающегося

Поскольку я работаю в параллели 6-х классов, мною было принято решение провести исследование на этих классах. Следующим шагом моей деятельности было выступление на родительском собрании, цель которого – познакомить со статистическими данными здоровья их детей, заручиться поддержкой родителей для совместной работы по формированию правильной осанки детей. Родителям предложила тест-анкеты:

«Ориентировочной оценки риска нарушений здоровья школьника»

Инструкция: оценку давать данному школьнику по приведенным ниже позициям по 4 бальной шкале: 0 – признак не выражен (отсутствует); 1 – признак слабо выражен или проявляется изредка; 2 – признак умеренно выражен или проявляется периодически; 3 – признак явно выражен или проявляется постоянно.

1.    С детства наблюдались проявления ослабленного здоровья, болезненности.

2.    Ранее переносил тяжелые заболевания, травмы, операции.

3.    Растет в неблагополучной семье.

4.    У семьи материальные трудности.

5.    Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).

6.    Ведет неправильный (нездоровый) образ жизни.

7.    Ведет малоподвижный образ жизни (недостаток физической активности).

8.    Низкий культурный уровень, узкий круг интересов.

9.    Низкий интеллектуальный уровень («тупость»).

10.  Характер на несформированность гигиенических навыков.

11.  Беззаботен, проявляет безответственность.

12.  Проявляет астенические черты характера, слабую волю.

13.  Не проявляет интереса к своему здоровью.

14.  Отличается низкой поисковой активностью, безынициативен.

15.  Имеет повышенно возбудимую нервную систему, подвержен стрессам.

16.  Плохой контакт с учителями.

17.  Характерна повышенная утомляемость.

18.  Употребляет (употреблял в прошлом) одурманивающие вещества.

19.  Курит.

20.  Предъявляет частые жалобы на здоровье.

Интерпретация результатов. Благополучными можно считать показатели в пределах 20-25 баллов. Показатели более 40 баллов являются основанием для отнесения школьника в группу риска. Целесообразен также сравнительный анализ показателей учащихся одного класса с выделением в этом классе группы неблагополучных учащихся, а так же сравнение показателей разных классов.

«Ориентировочной оценки риска сколиоза, нарушений осанки»

1.    Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.

2.    Носит сумки, портфель в одной руке.

3.    Имеет привычку, сутулится.

4.    Ведет неправильный образ жизни, проявляет недостаточную двигательную активность.

5.    Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

6.    Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7.    Неправильно, нерегулярно питается.

8.    Астеническое, диспропорциональное телосложение.

9.    Беспечно беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.

10.  Выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

Интерпретация результатов следующая: благополучный показатель анкеты – до 10 баллов; при показателе более 20 баллов школьник должен быть отнесен в группу риска.

Получив согласие родителей,  провела цикл бесед, классных часов: «Осанка-это красота и здоровье человека», « Осанка – это стройная спина» и т.д. с учащимися.

Проанализировав тесты,  на уроках физической культуры стала давать систему упражнений по профилактике нарушения осанки.

 Для учащихся данной категории мною были разработаны индивидуальные маршруты – комплексы упражнений для коррекции осанки.

В конце учебного года при медицинском осмотре в параллели 6х классов была отмечена положительная динамика в 6 «А» и 6 «Б» классах. Сведения медицинского работника приведены в таблице № 2.

                                                                                                                                           Таблица 2.

Сведения медицинского работника о нарушениях опорно-двигательного аппарата учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов СОШ № 20 на конец 2008-2009 учебного года

 

Количество учащихся

6 «А»

6 «Б»

всего

24

18

нарушение осанки

8

6

 

 

Результаты осмотра доведены до родителей учащихся, которым было предложено продолжить работу над выполнением индивидуальных маршрутов. Контроль за выполнением моих рекомендаций на период летних каникул родители взяли на себя. Сейчас дети обучаются в 7х классах и работа продолжается.

В оглавление

Заключение

На основании выше изложенного материала, можно сделать вывод, что работа по формированию и исправлению нарушений осанки имеет важное, актуальное значение.

В первую очередь это должно стать необходимым в работе каждого учителя - предметника, особенно учителей начальных классов, технологии, информатики и физической культуры.

Учителя начальной школы должны обращать пристальное внимание на правильную посадку детей за партой, так как именно от этого зависит осанка. Чаще всего нарушение осанки наблюдается к окончанию обучения на первой ступени. Те учителя, которые обращают внимание на правильность посадки (с помощью плакатов, устных обращений, включения в урок физкультминуток), достигают положительных результатов. Однако хочу заметить, что, несмотря на эти профилактические меры, недостаточно внимания уделяется на утреннюю зарядку до занятий и спортивную перемену во время занятий. Помощь в этом, на мой взгляд, могут оказать ученики – инструкторы из числа учащихся старших классов. В тех общеобразовательных учреждениях, где налажена работа совета физкультуры, результаты значительно выше, чем в тех, где работа не ведется или ведется без системы, от случая к случаю.

Учителя технологии, учитывая продолжительность занятий, а также то, что учащиеся долгое время могут находиться в одной и той же позе, должны  напоминать учащимся о смене позы, проводить специальные упражнения на расслабление мышц.

Учителя информатики должны обращать внимание на осанку, так как обучающиеся в течение учебного часа сидят перед монитором компьютера, испытывая при этом сильное напряжение на глаза, а также на позвоночник.

Учителя физической культуры обязаны проводить работу по профилактике и нарушению осанки. И не только непосредственно на уроках физической культуры и во внеурочных мероприятиях, но и инструктировать учителей – предметников по вопросам профилактики, готовить учеников – инструкторов, разрабатывать комплексы для физкультминуток, спортивных перемен и утренней гимнастики.

Совместно с учителями - предметниками вести пропагандистскую работу по здоровому образу жизни через тематические газеты, листки здоровья, школьную газету, буклеты, бюллетени, классные часы и собрания, дни здоровья, спортивные праздники. Таким образом, роль учителя физической культуры в достижении поставленной  задачи является ведущей, основной.

Данная работа может быть использована для широкого круга читателей и специалистов, которых волнует эта проблема в качестве ознакомления с содержанием работы, а также в качестве рекомендаций по профилактике нарушения осанки и как наглядное пособие для решения одной из важных задач – сохранения здоровья подрастающего поколения.

В оглавление

Список литературы

  1. Адамчик Н.В. «Беседы о красоте и здоровье». Современный литератор, 2000.
  2. Барышева Н.В, Минияров В.М., Неклюдов М.Г. «Основы физической культуры средних классов», Самара, 1995.
  3. Васильева О.А. «Справочник практического врача» в 2-х томах. – М.: Медицина, 1990.
  4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии», Москва «Вако», 2004.
  5. Коновалова И.А., Бурчик Л.К. «Обследование и коррекция осанки у детей школьного возраста». Сборник Физическое воспитание школьного возраста, Новокузнецк, 1998.
  6. Котешева К.И. «Нарушение осанки. Лечение и профилактика», Москва «Вако», 2005.
  7. Котешева К.И. «Оздоровительная методика при сколиозе». Москва «Вако», 2003.
  8. Курпан Ю.И. «Оставайся изящной», Москва «Советский спорт», 1991.
  9. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. «Физическая культура в школе» учебник для учащихся 10-11 классов, Москва «Просвещение», 2001.
  10. Матвеев А.П., Герасимова Т.Н. Статья «Не забывать и о среднем школьном возрасте», журнал «Физическая культура в школе», 2004, № 4.
  11. Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в детском образовательном учреждении», Москва «Астрель», 2002.
  12. Пушкарева М.Т. «Профилактика остеохондроза позвоночника у школьников 11-12 лет средствами физического воспитания», Самара, 2004.
  13. Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. «Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе», Москва «Просвещение», 1998.
  14. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы», Москва «Аркти», 2003.
  15. Сократов Н.В., Корнева И.Н., Феофанов В.Н., Литвинова А.Н «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей», Москва ТЦ «Сфера», 2005.
  16. Тихомирова Л.Ф. «Теоретика – методические основы здоровьесберегающей педагогики», Ярославль, 2004.

В оглавление