Кузовникова Оксана Николаевна,

логопед ДОУ № 116

 

«Формирование зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи в системе коррекционной работы учителя-логопеда»

Вернуться к списку участников конкурса

Содержание

Введение

1. Теоретические основы изучения процесса зрительного восприятия у дошкольников

1.1. Развития зрительного восприятия у детей в онтогенезе

1.2. Особенности формирования и развития зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи


2. Коррекционная работа по формированию зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1. Изучение уровня сформированности зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.2. Система коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи

2.3. Анализ результатов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

При оценке готовности детей к школе и при исследовании их трудностей обучения не всегда уделяют достаточно внимания анализу развития зрительного восприятия. Нередко можно услышать или прочитать, что зрительные функции развиваются в раннем детстве и их недоразвитие встречается редко. Насколько оправдано такое мнение?

«Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит тем полнее и точнее они отражают раздражители» (А.В.Запорожец, В.А.Ковшиков) [13,16].

Через зрительный канал ребенок получает максимум информации. Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно – моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.

Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень (А.А.Люблинская, В.С.Мухина) [22,23].  «От развития зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта» (Т.В.Ахутина, Н.М.Пылаева) [2]. Механизмы зрительного восприятия развиваются не изолированно. Манипуляции предметами позволяют уточнять то, что воспринято зрительно.

В дальнейшем уровень развития зрительного восприятия определяет успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.

При работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) достаточно часто наблюдается ограничение или ухудшение способностей при выполнении заданий, требующих зрительного восприятия. Вовремя выявить недоразвитие зрительного восприятия, найти его причину и по возможности скорректировать — решению этой проблемы посвящена данная методическая разработка.

Цель работы – диагностировать уровень зрительного восприятия у дошкольников логопедической группы и разработать систему коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с ОНР.

Для достижения выбранной цели поставила следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психологическую, педагогическую и специальную литературу.

  2. Провести диагностику, направленную на выявление особенностей зрительного восприятия детей с ОНР.

  3. Дать количественный и качественный анализ результатов диагностики.

  4. Выявить особенности развития зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией.

  5. Разработать и апробировать систему коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с ОНР.

Методологической основой работы являются труды Р.Е.Левиной, в которых автор построил концепцию общего недоразвития речи и изложил принципы системного анализа речевой и психической недостаточности детей  с ОНР, а также аспекты и положения психологической теории Л.С.Выготского и П.Я.Гальперина. Согласно теории Л.С.Выготского, «всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления, как функция интрапсихическая». Согласно теории П.Я.Гальперина об интериоризации внешних действий во внутренние, необходимо сначала выполнить с детьми действие во внешнем плане, а затем перевести его во внутренний.

Таким образом, проблема развития зрительного восприятия у детей с ОНР является очень важной в современных условиях. Неполноценность зрительного восприятия снижает возможность формирования практических навыков и умений у ребенка, а значит, вызывает значительные затруднения во всех видах деятельности. От уровня развития зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта.

В оглавление

1. Теоретические основы изучения процесса зрительного восприятия у дошкольников

1.1. Особенности развития зрительного восприятия у детей в онтогенезе

Период дошкольного детства является периодом интенсивного  развития восприятия, - когда совершенствуется ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. [22,23, 33]. «Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и от­ношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир» [23]. Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас пред­ставлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные пред­ставления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок срав­нивает свойства новых предметов в процессе их восприятия.

В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собствен­но сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сен­сорных эталонов.

Сенсорные эталоны - это выработанные человечест­вом представления об основных разновидностях свойств и отношений. Они возникли в ходе исторического развития человечества и исполь­зуются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отноше­ния [5].

Усвоение дошкольником сенсорных эталонов осуществляется в условиях новых видов его деятельности и специального обучения. Несмотря на то, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в развитии восприятия ребенка особое место занимают аппликация, рисование, лепка, конструирование, т.е. продуктивная деятельность. Овладевая ею, дошкольник не только знакомится с разнообразными свойствами используемых материалов, но и сопоставляет свойства, устанавливает связи, отношения между элементами включенных в действие объектов[11, 22, 23].

Усвоение ребенком сенсорных эталонов происходит в несколько этапов.  В первые периоды жизни малыша свойства предметов отображены вначале в единицах его двигательных возможностей (сенсомоторные эталоны), а затем в качестве мерок для установления свойств объектов и отношений между ними он начинает использовать отдельные предметы (возникают предметные эталоны) [4, 23, 33].

В процессе овладения сенсорными эталонами ребенок усваивает обобщенные, абстрактные эталоны формы, цвета, величины и т.д., закрепленные в слове. Слово – название фиксирует сенсорный эталон, закрепляет его в памяти,  делает его применение более осознанным и точным [23, 33].

Как правило, к концу дошкольного возраста, ребенок знает и использует при описании предметов, своих построек, рисунков названия основных и промежуточных эталонов цвета, основных геометрических форм, сравнительные обозначения величины (большой, маленький, самый маленький). При этом очень важна роль сенсорного воспитания. Примерно к четырем-пяти годам он овладевает сравнительно полным набором эталонов формы и цвета.

У детей пяти и шести лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. Рассматривая пред­мет, они вертят его в руках, ощупывают, обращая внимание на наибо­лее заметные особенности. Только к семи годам дети (причем далеко не все) могут систематически планомерно рассматривать предметы. Этим детям уже не нужно держать предмет в руках, они вполне успешно опи­сывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.

Как отмечает Н.В.Белкина [5], на протяжении дошкольного детства складывается три основных вида перцептивных действий: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия.

При нормальном развитии ребенка восприятие в дошкольном возрасте становиться более произвольным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

В оглавление

1.2. Особенности формирования и развития  зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

Принято считать, что общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом [30]. Однако в исследованиях психических функций детей с ОНР [7, 16, 26, 32]  обнаружены специфические особенности их интеллектуального развития.

Как показывают исследования [12, 20, 28], у детей с ОНР наблюдается значительное своеобразие высших психических функций: формирование любого уровня зрительного отражения нарушено (зрительные образы у таких детей обеднены, часто деформированные и неустойчивые). Воспитанники логопедической группы с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, часто «упускают» важные детали, не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности. Ученые констатируют факт отличия зрительных представлений дошкольников-логопатов от реальных предметов [7, 9, 16, 26]. Множество неточностей проявляется при восприятии предметов в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Многочисленные исследования [12, 18, 20, 21] показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, оно не формируется без специального обучения.

Несмотря на то, что специальных исследований развития восприятия изображений у детей с ОНР не проводилось, во многих работах имеются указания на существенные трудности, которые испытывают эти дети при восприятии наглядного материала [12, 31, 32]. Это выражается в слабом понимании третьего измерения в картине (глубины пространства), экспрессивных жестов и движений, мимики, пантомимики, а также у детей данной категории отмечается замедленность, фрагментарность, узость объема, недостаточная дифференцированность восприятия, трудности установления пространственных отношений, логических связей между предметами, схематизм зрительных образов. Все это снижает эффективность применения картины в качестве одного из ведущих наглядных средств.

Недостаточное развитие у дошкольников с ОНР зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете, эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия у детей логопедической группы ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, определения их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др. [2, 3, 16, 26]. При этом следует отметить, что несформированность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит (несформированность) интегративного взаимодействия этих функций.

В оглавление

2. Коррекционная работа по формированию зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1. Изучение уровня сформированности зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по исследованию уровня сформированности зрительного восприятия у дошкольников с ОНР проводилась на базе  муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №116, города Рыбинска, в логопедической группе для детей с ОНР. Были  обследованы 12 дошкольников старшего возраста. По данным медицинской документации было установлено, что интеллект, слух и зрение всех испытуемых соответствовали норме.   

Для выявления реального уровня развития зрительного восприятия детей с ОНР и степени его соответствия возрастным нормам использовала «Методику оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» Марьяны Михайловны БЕЗРУКИХ  (данная методика представляет собой переработанную тестовую методику M.Frostig) [36]. Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому тест представляет комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких, как: зрительно-моторная координация, фигуро-фоновое различение, постоянство очертаний, положение в пространстве, пространственные отношения, комплексный субтест.

С целью удобства фиксации результатов и подведения итогов использовалась таблица. Результаты диагностики отражены в диаграмме.

По уровням развития зрительного восприятия дети с ОНР были распределены следующим образом:

Полученные результаты диагностики позволили сделать следующие выводы: в логопедической группе не оказалось детей со средним уровнем развития зрительного восприятия (возрастной нормой). В целом вся исследуемая группа дошкольников находится на низком уровне развития зрительного восприятия (средний процент зрительного восприятия всей группы равен 45,5%, что соответствует низкому уровню развития).

Таким образом, диагностика показала, что зрительное восприятие детей с ОНР значительно отстает от возрастной нормы и нуждается в коррекции.

На основе результатов, полученных в ходе первоначальной диагностики, были поставлены следующие задачи:

В оглавление

2.2. Система логопедической работы по развитию зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Изучив исследования дефектологов, учителей-логопедов и обобщив личный опыт, мною было разработано содержание   работы по формированию и развитию зрительного восприятия у детей с ОНР, которое  построила с учетом изучения лексических тем, а также  на основе принципов проведения коррекционно-развивающей работы. Исходя из поставленных задач, подобранные игры и упражнения направлены:

1. Свою работу начала с формирования умения целенаправленно рассматривать, т.е. зрительно обследовать. Под руководством логопеда дети выделяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности, что в свою очередь позволяет ребенку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания использую следующие  упражнения:

2. Развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера. Особое внимание уделяется развитию согласования обследующих движений руки и глаза ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве. Для развития зрительно – моторной координации детям предлагаются задания, связанные с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям:

3. Формирование представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”.

Необходимо отметить, что оптимальное сочетание объема словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения по каждому, из перечисленных выше компоненту стимулируют и совершенствуют зрительное восприятие детей с ОНР. При этом вербализация производимых действий способствует закреплению полученных представлений.

Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, предлагала детям на фронтальных и индивидуальных  логопедических занятиях, в зависимости от первоначального уровня развития зрительного восприятия, кроме этого часть заданий рекомендовала для выполнения с воспитателями в вечернее время, другую часть задавала на дом для закрепления с родителями. Подобранные задания, рассчитаны на различные уровни развития, и дают возможность организовать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Кроме этого  предусмотрена возможность самостоятельного выполнения ребенком упражнений путем различных манипуляций с графическим материалом.

Замечу, что полноценное зрительное восприятие складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему дидактические игры и упражнения использовала в разных вариантах с постепенным усложнением).

Работа по активизации зрительных функций строилась с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Причины снижения остроты зрения различны, но основная из них – перенапряжение глаз во время занятий. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и представления отдыха для глаз.

В целях профилактики зрения у детей должны предъявляться особые требования к тем предметам, которые демонстрируются на занятии, а также к выбору места их демонстрации с точки зрения доступности для зрительного восприятия [27].

Как уже отмечалось выше, все игры и упражнения на развитие зрительного восприятия подбирались в соответствии с прохождением  лексических тем и постепенным усложнением.

Преемственность в работе учителя-логопеда, педагогов детского сада и семьи является непременным условием всестороннего развития ребенка. Рабочий день воспитателя логопедической группы построен таким образом, что большая часть времени отводится для закрепления навыков и умений, полученных на занятиях с логопедом, Связь с воспитателями осуществляю через консультации, методические рекомендации и заполнение тетрадей взаимодействия, в которых даю рекомендации, прописываю игры и упражнения для занятий с конкретными детьми. В ходе работы также были разработаны методические рекомендации для инструктора по физической культуре.

Родители давно признаны главными воспитателями своего дитя, однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным нарушениям. Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать развитие своего ребенка. Поэтому стараюсь заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь логопедической группы, сделать союзниками. 

Добавлю, что активизацию зрительных функций необходимо осуществлять в различных формах коррекционной работы учителя - логопеда. На каждом занятии  следует уделять несколько минут решению этих задач.

В оглавление

2.3 Результаты практического использования системы логопедической работы по развитию зрительного восприятия

Цель третьего этапа коррекционной работы: отследить эффективность разработанной методики в системе развития зрительного восприятия у детей с ОНР.

По окончании проведенной работы, была проведена контрольная диагностика детей с ОНР. Диагностические материалы были те же.

Результаты диагностики развития зрительного восприятия зафиксированы в таблице и отражены в диаграмме.

По результатам диагностики на конец года можно сделать следующие выводы:

Полученные результаты диагностики позволяют сделать следующие выводы: в целом вся группа дошкольников находится на  среднем уровне развития зрительного восприятия (% зрительного восприятия группы в целом равен 78,4%, что соответствует  возрастной норме развития зрительного восприятия.

Чтобы увидеть эффективность разработанного нами содержания коррекционной работы необходимо обратиться к сравнительно диаграмме развития зрительного восприятия на начало и конец обучения.

Подвергая анализу результаты итоговой диагностики, можно сделать вывод, что в ходе проведенной работы у детей с ОНР  значительно повысился уровень зрительного восприятия.

В оглавление

Заключение

Зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение – ведущий канал получения информации о внешнем мире. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, воображения. Поэтому коррекция развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления будущей учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и зрительное восприятие в частности.

Таким образом, развитие зрительного восприятия должно занимать особое место в системе коррекционных занятий учителя – логопеда, так как именно данная психическая функция «поставляет материал» познавательным процессам. От уровня развития зрительного восприятия зависит становление функций, внимания, речи, интеллекта

    Подводя итог, отмечу, что предлагаемая система заданий может быть широко использована в педагогической практике:

В оглавление

Список литературы

  1. Агранович З.Е.  Развитие зрительного восприятия и гнозиса (узнавания) у детей с общим недоразвитием речи. – СПб.:Детство-пресс, 2001.

  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет.// Школьный психолог, 2001, №15.

  3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

  4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры: Пособие по обучению детей ст. дошкольного возраста.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

  5. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – Ярославль, 1998.

  6. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс - диагностика готовности к школе. – М.: Генезис, 1998.

  7. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1990.

  8. Власенко Т.И. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи.//Дефектология. – 1988. - №4.

  9. Волкова Г.А. Основы логопедии. – М., 1983.

  10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч.: В 6-ти тт. – Т.2. – М.: Просвещение, 1982.

  11. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Просвещение, 1987.

  12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

  13. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельности: Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевской. – М.: Просвещение, 1975.

  14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.

  15. Киселева В.А. Двигаемся, играем, рисуем.// Конфетка, М.: Сфера, 2008.

  16. Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной (моторной) алалией.//  Дефектология. – 1980, № 2.

  17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

  18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Речь, 1999.

  19. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.: Школьная пресса, 2002.

  20. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.

  21. Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989.

  22. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.

  23. Мухина В.С. Детская психология. Под. Ред. Венгера Л.А., 2-е изд.; переработанное и дополненное. - М., «Просвещение», 1985.

  24. Немов Р.С. Психология. Книга 1: общие основы психологии, 2-е издание. - М., «Просвещение» «Владос», 1995.

  25. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-пресс, 2003.

  26. Новикова Г.Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1-ый класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования).// Дефектология, 2000, №2.

  27. Пичугина Г.А., Харебашвили Ю.А. Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР.// Логопед, 2006, №3.

  28. Преснова О.В. Особенности  словесно-логического мышления у детей шестилетнего возраста с ОНР. Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – Москва – Воронеж, 2001.

  29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989.

  30. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.

  31. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2-х ч. – М.: Изд-во «Альфа», 1993.

  32. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР.//Дефектология. – 1994.

  33. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: сост. Л.М.Семенюк, под ред. Д.И.Фельдштейна, 2-е изд.: М.:Институт практической психологии,1996.

  34. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2003.

  35. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.

  36. Методика оценки развития зрительного восприятия у детей 5 – 7,5 лет. Безруких М.М. [Электронный ресурс] // http://dob.1september.ru/2002/06/7.htm

В оглавление