Демидова Юлия Владимировна,

учитель начальных классов школы № 15

«Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников (УМК "Начальная школа XXI века")»

Вернуться к списку участников конкурса

Содержание

Введение

1. Сущность деятельностного подхода в обучении

2. Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников

2.1. Деятельностный подход в обучении младших школьников как средство реализации современных целей образования (УМК «Начальная школа XXI века»)

2.2. Технология деятельностного метода

2.3. Проектная деятельность младших школьников

Заключение

Список литературы

 

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения вступают в силу 1 января 2010 года.
Разработка новых госстандартов 2 поколения базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Деятельностный подход не противостоит компетентностному подходу, а напротив интегрирует его лучшие достижения, как в педагогической науке, так и в практике обучения.

Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделены четыре блока:

  1. личностный;

  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  3. познавательный;

  4. коммуникативный.

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Все сказанное придает особую актуальность вопросу реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников.
В работе данный вопрос рассматривается на примере учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»

В оглавление

1. Сущность деятельностного подхода в обучении

«Великая цель образования-
это не знания, а действия!»

Герберт Спенсер
 

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российских школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих зарубежных сверстников. Однако результаты проводимых международных сравнительных исследований заставляют насторожиться и задуматься. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве знаний образования был и остаётся актуальным.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний требует переосмысления, поскольку в современном быстро меняющемся мире любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интепретировать, преобразовывать.

А это – результаты деятельности. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат-знание) на овладение способами взаимодействия с окружающим миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности педагогов и обучающихся.
При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоения деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Параллельно с освоением деятельности обучающийся сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей.

Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучении есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой:

Взаимодействие при этом есть способ бытия. «Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, фокусирует внимание на проблеме, на решении задач. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально - познавательного плана, которые осознаются самими учащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении способов действий, как стремление к расширению кругозора.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на
организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

Личностно - деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Приложения 1,2.

Как пишет Л.С. Выготский «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…» В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности.

Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.

Итак, деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задача становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учебным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач. В теории учебной деятельности с позиции её субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. А с позиции самой деятельности – преобразующие, исполнительские, контрольные. Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводятся действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Самоконтроль и оценка учителя способствуют формированию самооценивания. Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

В оглавление

2. Реализация деятельностного подхода в обучении
младших школьников

2.1. Деятельностный подход в обучении младших школьников как средство реализации современных целей образования
(УМК «Начальная школа XXI века»)

«Нельзя чему-нибудь научить человека,
можно только помочь ему
обнаружить это внутри себя»

Г. Галилей

 

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство дос¬тижения этой цели.

Важной особенностью УМК "Начальная школа ХХI века" является то, что он позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.
Это положение наглядно представлено в таблице, в которой сравниваются позиции учителя и ученика:

 

Компоненты учебной деятельности

(позиция учителя)

Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)

Мотив деятельности

 "Зачем я это изучаю?" 

Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися

 "Каковы мои успехи и что у меня не получается?"

Обсуждение способа действий при решении учебной задачи

"Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?"

Осуществление контроля

"Правильно ли я решаю эту задачу?"

Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)

"Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?"

Оценка процесса и результата

"Какая учебная задача стоит передо мной?"

 

Формы, средства и методы обучения УМК направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности.

Комплект программ содержит специ­альный раздел «Учебная деятельность». Программой определены основные учебные умения, обеспечивающие  успешность обучения младшего школьника. Учебные умения формируются постепенно,  этот процесс охватывает всю начальную школу. Формирование у младших школьников учебных умений осуществляется  на каждом уроке любого учебного предмета. Учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с  этой точки зрения  являются общеучебными.

В таблице  раскрыто содержание основных учебных умений:

 

 Основные учебные умения

Содержание  основных учебных умений

Умения принимать и решать учебную задачу

Различие практической, неучебной (что делать) и учебной (как делать) задач. Способы решения учебных задач (по русскому  языку, математике, окружающему миру и т.д.). Планирование действий по их решению. Учебные операции, соответствующие учебной задаче.

Последовательность учебных операций (знание  соответствующего алгоритма действий). Выбор решения из нескольких предложенных и его обоснование. Постепенный переход к полному самостоятельному решению учебной задачи.

Умения анализировать, сравнивать, классифицировать

Сравнение различных предметов (объектов): выделение их множества одного или нескольких объектов, обладающих определённым свойством; выявление сходства и различия предметов.

Установление причинных связей  зависимостей между объектами, их отношений в пространстве и времени.

Выявление особенностей (качеств, признаков) объектов изучения. Объединение объектов в группы по существенному признаку; высказывание доказательств  проведённой классификации.

Работа с моделями

Построение и преобразование различных моделей (в соответствии  с содержанием учебного материала)

Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка

Постепенный переход от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия)

Контроль и оценка действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

Оценка правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. Выделение этапов собственной работы и их последовательность, оценивание меры освоения этих этапов.

 

Задачу по формированию  учебной деятельности начинаю решать буквально с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции,  контроль и оценка  результата.

Особое внимание уделяю развитию учебно-познавательных мотивов.  Содержание УМК доступно каждому ученику. Это  сохраняет  у  детей  устойчивый  интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех.

Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников: «Путешествие в прошлое» (учебники  «Русский язык», автор С.В. Иванов, « Математика», автор В.Н. Рудницкая), «Этот удивительный мир», «Картинная галерея», «Жил на свете человек» (учебник «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградова). Содержание текстов, иллюстраций, заданий  вызывает эмоционально-положительное отношение  учеников - удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. Как отмечал Д.Г.Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае свою деятельность  направляю  на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает  необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся.

Классифицирую  приёмы по преобладающему каналу восприятия.

Визуальные:

Аудиальные:

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

  1. повторить знания об имени прилагательном;

  2. определить, с какими частями речи сочетается;

  3. изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;

  4. определить закономерность изменений, сделать вывод.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем задачу урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

 

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

 

Собери слово

Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.
Например, тема урока "Глагол".

– Соберите слово из первых звуков слов: "Греметь, ласкать, аккуратный, голос, остров, ловить".
Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.

 

Ситуация  «яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.

 

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например,  тему урока  "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов:  луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

 

Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Например, урок окружающего мира в 1классе по теме урока "Насекомые".

– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".

– Что общего во всех словах? (Названия животных)

– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)

 

Домысливание

1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать  увиденное и определить тему и задачу урока.
Например, на уроке  русского языка в 1 классе по теме "Предложение" можно предложить схему:

img4

 

2) Предлагается тема урока и слова - "помощники":

 

Повторим…

Изучим…

Узнаем…

Проверим…

 

С помощью слов - "помощников" дети формулируют задачи урока.

3) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - есть задача урока. Например: для темы "Число 9 и его состав" проводится наблюдение  над  рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …

На уроке  русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:

 

Играть – играл – играю –…

Читать – читал – читаю –…

 

4) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".

 

(63 + 7)*10

24*(16 –  4 * 2)

(42 – 12 + 5)*7

8 * (7 – 2 * 3)

 

Проблема предыдущего урока

 

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

  Практика показывает, что при определённых условиях сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.

Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны моим ученикам.  Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Г.А.Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность  её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» 

Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. Предлагаю (авторы учебника) ученикам чаще высказать предположение, попробовать самим ответить  на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику.

Например, создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации.

Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:

На этапе обобщения знаний   урок можно начать с «оживления ученического опыта».  Высказываю проблемный вопрос для обсуждения, учитывая следующие требования:

Например, на уроке окружающего мира можно задать детям вопрос: «Если у кустарника отпилить стебли и оставить только один,  станет он деревом?»

В этом случае возникает диалог, в процессе которого высказываются разные точки зрения, обсуждаются их доказательства, из них отбираются  существенные и  участники приходят к общему мнению.  Делаются выводы, убедительные для всех.

Выполнение действий для приобретения недостающих знаний - следующее условие  реализации деятельностного подхода. Учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи в структуре  учебной деятельности  следующие:

Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) - третье условие деятельностного подхода к обучению, связанное с выполнением детьми осознанных учебных действий.

Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». 

Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся.  На практике убеждаюсь, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике), или, как сегодня говорят, компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.

При этом  усилия направляю на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Стараюсь добиться  не просто правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто  правильности результата, а  правильного выполнения необходимого способа действия. Верный способ действия ведёт к верному результату.

Все средства обучения, входящие в комплект, направлены на овладение детьми отдельных учебных операций, из которых состоит учебное действие. Особое внимание уделяю осознанному усвоению алгоритма действия, т.е. строгой последовательности учебных операций. Ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно.  При затруднениях   ученик может воспользоваться   специальными подсказками - напоминаниями, помогающими  самостоятельно справиться с задачей.  Например, при выполнении задания по русскому языку по  теме «Антонимы»  (учебник  для  2 класса,  стр. 61, №3):

К словам  первого столбик  подбери подходящие антонимы из второго столбика.

Запиши слова парами.

Ученик может воспользоваться подсказкой авторов учебника:

Антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.

Как многие учителя я сталкиваюсь с такой проблемой. Ребёнок достаточно успешно овладел каждой операцией  в отдельности, а запоминание всей последовательности действий вызывает у него затруднение. Отсюда ошибки.  В работе с такими детьми необходимы дополнительные задания на отработку алгоритма правил. Предлагаю детям дополнительные схемы, модели, цель которых – помочь запомнить последовательность операции. Например:

 

Порядок разбора слова по составу:

  1. выдели окончание

  2. выдели основу

  3. выдели корень

  4. выдели приставку и суффикс

Важной  частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность.

Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, когда проверку правильности результата деятельности ученик проверяет сам, постепенно увеличиваю. Этому способствует и работа с рубриками «Проверь себя»,  задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др.  В рабочих тетрадях «Учимся познавать мир» и «Мы дружим с математикой» эта рубрика дополнена  оценочными критериями  (суждениями). Анализируем  ответы  вместе с детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою работу.

Идею авторов УМК о необходимости развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление   как основу развития логического мышления считаю очень важной.  Во всех средствах обучения УМК предусмотрена  моделирующая деятельность ребёнка - работа со схемами,  таблицами, графиками. Стараюсь включать в учебный процесс  работу  с моделями разного вида: предметные и условные изображения,  символические записи.   Применение учебных моделей существенно меняет отношение  к учебному предмету, делает учебную деятельность более осознанной и продуктивной. По мнению учёных, в процессе моделирования  ученик проявляет «внутреннюю активность».   В ходе  моделирования  обучающиеся вынуждены сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять практические (предметные и графические  действия). Приложение 3

Для развития теоретического уровня мышления, следуя авторским рекомендациям, использую специальные методические приёмы. Например,  работая с заданиями  рубрики «Выскажи предположение» школьники учатся выдвигать  и на основе имеющихся знаний обосновывать гипотезы, спорить, рассуждать, сравнивать своё мнение с  высказываниями других. На уроках русского языка «погружаемся»  в деятельность, выполняя задания «Давай подумаем», учимся отбирать доказательства истинности своего высказывания, выделяем существенные признаки явления или объекта языка.

Учёт сформированности учебной деятельности школьника становится основой дифференциации в обучении. Дифференциация как раз и заключается в том, чтобы обеспечить восполнение пробелов в формировании ведущей деятельности. Реализация такой идеи дифференциации обучения способствует увеличению уже в 1-ом классе количества учащихся, овладевающих умением принимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия. Положительные сдвиги наблюдаются и в умственных действиях ребёнка, они становятся более свёрнутыми.

Для реализации принципа  дифференциации  использую учебные задания, упражнения, которые  разумно и целесообразно дополняют учебный процесс, не разрушая его целостности.

Эта проблема решается в средствах обучения УМК следующим образом: все задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т.е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

В УМК успешно решается ещё одна задача: усиление внимания к творческой деятельности.  Творчество - это самостоятельная, индивидуальная деятельность. УМК располагает достаточным арсеналом  заданий творческого исследовательского характера. Развитию творчества способствует работа с заданиями рубрики «Путешествие в прошлое», которая  введена во все учебники УМК.

Развитие творчества тесно связано  с совершенствованием   такого психического процесса как воображение. «Воображение - это привычка к собственным решениям, открытиям, поиску,  это отход от образца и работа по собственному замыслу, создание нового образа» (Н.Ф. Виноградова).  Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал воображение одним из главнейших психических свойств, необходимых  младшему школьнику для  учебной деятельности.

В своей практике  использую задания творческого  характера,  рекомендуемые автором УМК  Н.Ф. Виноградовой.  Очень  интересным и эффективным считаю приём  творческого рассказывания. На уроках окружающего мира применяю   следующие  виды рассказов:

  1. сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия  («Улицы полны неожиданностей», «Птичья столовая» и т.д.);

  2. описательный рассказ на основе  сравнения  (« Современная и старая школа», «Лес и луг»  и т.д.);

  3. рассказ-этюд – небольшое яркое образное описание предмета (явления);

  4. рассказ-сочинение о каком-либо событии (« Чему я научился у природы» и др.);

  5. рассказ – диалог - достаточно трудный вид рассказа, объединяющий рассказ - описание с диалогом («Разговор человека с деревом», « О чём щебечут воробьи?» и др.)

Очень нравится моим ученикам выполнять творческие задания с использованием музыки и живописи. Ценность этих заданий в том, что они строятся на сочетании двух наиболее эмоциональных видов деятельности:  слушания музыки и рассматривания репродукций картин.

Задания могут быть следующими:

  1. Сопоставь характер  музыкального произведения с настроением картины. (из трёх картин «Золотая осень», «Летний день», «Февральская лазурь»  выбрать ту, которая соответствует настроению пьесы П.И. Чайковского из цикла «Времена года»).

  2. Определение характера музыкального произведения и создание воображаемой картины к нему.

Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах  учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. ( Примеры  сюжетно-ролевых игр -  «В магазине»,  «Мы – пассажиры», « В славянском поселении» и др.).  «Примеряя на себя роль»  реальных лиц, животных, растений,  предметов окружающего мира, обучающиеся развивают  воображение,  креативное мышление, коммуникативные умения.

В практике  обучения младших школьников использую элементы технологии «Музейная педагогика».  Наличие школьного историко-краеведческого музея с богатым основным (1000 единиц) и вспомогательным (800 единиц) фондами позволяет широко использовать экспонаты (предметы,  фотографии, документы и др.) в  образовательном процессе. Большой интерес вызывают у  младших школьников игры с музейными экспонатами.  Приведу примеры некоторых из них:

 

Игра «Видящие руки»

Дети  с закрытыми глазами ощупывают предметы, стараясь определить форму, материал.

 

Игра «Войди в картину» (старинную  фотографию)

Детям предлагается представить и рассказать (устно или письменно) о том, что происходило до запечатлённого  на картине (фотографии) момента и после него.

 

Игра «Таинственный предмет»

Цель: привитие внимания детей к предметам старинного быта, мало знакомым современным детям.

По описанию предмета детям необходимо найти его  в «вещном ряду».

 

Игры «О чём говорят вещи» и «Ожившие экспонаты»

Учитель начинает рассказывать сказку об «оживших экспонатах». Детям   предлагается продолжить её, представив себе, что именно старинные вещи могут рассказать о своём прошлом, своих прежних хозяевах. Возможно разыгрывание небольших сказочных действий, исполнителями которых становятся дети, действующими лицами - экспонаты.

Работая по УМК «Начальная школа XXI века», убеждаюсь в  правильности   позиции   его авторов в том,  что  при систематической работе учителя по формированию компонентов учебной деятельности в процессе обучения  ученики  «не только прибавляют в весе, вырастают,  взрослеют, но изменяют своё отношение к деятельности, развивают познавательные интересы, становятся готовыми к самообучению»

В оглавление

2.2. Технология деятельностного метода обучения

«Любая деятельность может быть либо
технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология – на науке.
С искусства все начинается,
технологией – заканчивается,
чтобы затем все началось сначала».

В.П. Беспалько

 

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом  учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

   Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.  Приложение 4

Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:

 

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -

1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

 Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

 Приёмы  работы:

 

 

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -

4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

  1. побуждающий, подводящий  диалоги;

  2. мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи -

4-5 минут 

Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

 

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

  2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 

IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) -

7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

 

V. Первичное закрепление -

4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) -

4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение -

7-8 минут.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) -

2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

 

Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

и другие.

 

Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

В оглавление

2.3. Проектная деятельность младших школьников

«Примеры полезнее наставлений»

Античный афоризм
 

Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является  использование  метода проектов  в  начальной школе.

Как уже отмечалось в предыдущих главах работы, сущность овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В проектной деятельности структурные компоненты формируются в процессе выполнения заданий проекта. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.

 

Структура учебной деятельности

Деятельность участников проектного обучения

1. Учебная ситуация, цели и задачи учебной деятельности

1. Анализ исходной позиции, определение целей и задач деятельности

2. Учебные действия по достижению цели

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций

3. Учебный контроль

3. Контроль, коррекция

4. Оценка деятельности, рефлексия

4. Оценка деятельности, рефлексия

 

Алгоритм проектной деятельности способствует поэтапному формированию мыслительных операций.

 

Проектная деятельность как средство развития личности

Одной из закономерностей развития психических образований является их опосредованность деятельностью, в которую включен субъект. Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.

Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.

Выполнение творческих проектов,  защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.

Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности. 

 

Технология выполнения творческих проектов в начальной школе

Проектную деятельность школьников  организую с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту.

Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности. Стараюсь  так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна. Часто заинтересовать детей проектом  помогает его название. («Зелёный пылесос», «Деревня - деревянный мир», « Необычное в обычном», «Держи карман шире», «Виртуальный музей моей семьи» и.т.д.)

Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.

Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда  ставится  проблема  перед учащимися, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки.  Провожу мозговую  атаку с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.

На следующем этапе,  используя метод информационной поддержки, предоставляю учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники, полезные электронные  адреса и другие источники.

На технологическом этапе широко использую метод упражнений, т.к. идёт формирование  у учащихся умений  и навыков деятельности.

На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов),  организую презентацию,  конкурс творческих  работ.

В УМК «Начальная школа XXI века»  с  методом проектов дети  подробно знакомятся во 2 классе на уроках технологии. (Программа «Технология», автор Е.А. Лутцева). Разрабатывая обоснование проекта, ученики не только привлекают все свои знания и опыт, но и учатся кратко и правильно выражать свои мысли (творческая работа по развитию речи). Проводя расчёт себестоимости, учащиеся осваивают основы экономических знаний, отрабатывают умение составлять и решать задачи с величинами – цена, количество, стоимость. Обдумывая использование,  необходимых для выполнения творческого проекта материалов, дети углубляют имеющиеся знания о богатствах родного края, задумываются об экологических проблемах.

Творческий проект в начальной школе – это самостоятельная (под руководством учителя) творческая работа, от идеи до ее воплощения.

Считаю целесообразным использование метода проектов в образовательном процессе. В процессе проектной деятельности личность ребёнка развивается всесторонне, так как деятельность межпредметна,  многофункциональна.  Приложение 5

В оглавление

Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение. Приложение 6

У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Занимаясь по УМК «Начальная школа XXI века» обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

В оглавление

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века». Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. - М.: Вентана – Граф, 2005

  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения 1-4 классы.- М.: Вентана - Граф, 2006

  3. Виноградова Н.Ф. Современный урок - удивление, удовольствие, усилие, успех ! -Начальная школа.-№3-2005

  4. Винокурова Н.К.  Развиваем познавательные возможности учащихся. - М: Центральное издательство, 2005

  5. Давыдов В.В.  О понятии развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986

  6. Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006

  7. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика:  из опыта  методической работы. -М.: ТЦ Сфера, 2006

  8. Романовская М.Б. Проекты в младших классах.- Завуч начальной школы- №6-2007

  9. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000

  10. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»- М.: Вентана-Граф, 2008

В оглавление